Женская лига: в ЕС разгорелась ожесточённая битва между фон дер Ляйен и Каллас
Две главных женщины-политика Европы не сошлись во взглядах насчёт назначения одного мужчины.
В течение последнего года Евросоюз раздирал тайный конфликт между председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен и её заместителем, главой евродипломатии Каей Каллас. Поводом же стала судьба Европейской службе внешних действий (EAD), которая по мнению Каллас нуждалась в глубокой реформе, сообщает Der Welt.
По данным издания, заняв свой пост, Каллас поставила под сомнение эффективность EAD в условиях новых геополитических реалий, в том числе из-за политики президента США Дональда Трампа. Одним из ключевых решений должно было стать назначение на ключевой пост чиновника из Германии Мартина Зельмайра, которого считают одним из самых влиятельных бюрократов Евросоюза.
Издание подчёркивает, что, возможно, роль в решении Каллас сыграла её неопытность в делах ЕС – старожилы европейской политики давно знакомы с Зельмайром и называют его не иначе как "серым кардиналом" Брюсселя.
Так во времена Жан-Клода Юнкера, когда Зельмайр занимал пост сначала главы кабинета, а потом и генсека Еврокомиссии, он был её фактическим теневым руководителем. Причём на этот пост Зельмайра в 2018 году назначили без конкурса и обсуждения, за один день, и даже протест Европарламента оказался бесполезен.
Европейские политики отмечали его хватку и умение сконцентрировать в своих руках власть и влияние, при этом оставаясь в тени. Даже Юнкер, поговаривают, опасался своего "помощника".
В результате, когда к власти пришла фон дер Ляйен, она отправила Зельмайра в Вену, как главу малозначимой делегации, а затем он стал послом при Ватикане. После этого его влияние заметно ослабло, хотя и не исчезло полностью.
Решение Каллас поставить Зельмайра на пост заместителя генсека по геоэкономике и межинституциональным делам, открыла бы ему доступ к послам, Европарламенту и национальным правительствам, то есть всем ключевым центрам влияния. Стремясь не допустить этого, фон дер Ляйен даже предложила учредить новую должность — "специального уполномоченного по вопросам религиозной свободы" — которую сразу же "предложила" Зельмайру. Расчёт явно был на то, что чиновник вновь станет фигурой без политического веса.
Теперь же Зельмайр фактически оказался перед выбором между двумя должностями, на которых он будет иметь минимальное влияние на глобальную политику ЕС, либо покинуть Еврокомиссию. При этом инициативу Каллас не поддержали даже те, кто прежде был к ней лоялен.
Вся эта ситуация, пишет издание со ссылкой на политолога Яна Техау, лишь подчёркивает слабость EAD. Службе явно не хватает средств, и она чрезмерно зависима от стран-членов. Особенно во времена, когда государства вновь всё сильнее хотят сами определять свою внешнюю политику.