Особое отношение: Насколько COVID-19 на самом деле опасен для детей
Принято считать, что дети переносят коронавирусную инфекцию легче. Но это вовсе не значит, что несовершеннолетние неуязвимы для болезни. Дети порой тоже тяжело заболевают и переносят последствия ковида, причём с каждой мутацией влияние болезни только растёт
За время пандемии от коронавируса в мире умерли 9 тысяч детей, это крайне низкий показатель смертности, заявила президент Союза педиатров России, главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России Лейла Намазова-Баранова. И тем не менее...
Опасность коронавирусной инфекции для детей всё время пандемии оставалась немного "за бортом" общей повестки. Как-то устаканилось в инфополе, что новая болезнь поражает, в первую очередь, стариков и диабетиков, а молодёжь справляется с ней гораздо легче. Однако "легче" совсем не означает, что малый возраст является гарантией защиты от тяжёлых последствий.
В конце июля Новосибирск, а вслед за ним и всю Россию потрясло известие о смерти двухмесячной Златы. Девочка тяжело заболела после визита к родственникам в отдалённый район. В больнице сделали тест, подтвердивший у малышки коронавирус. По словам врачей, ковид расправился с грудничком в считанные дни – 23 июля девочка скончалась от пневмонии. Первое время ещё оставалось пространство для дискуссий, поскольку Минздрав региона не торопился записывать ребёнка в жертвы коронавируса, однако 25 августа двухмесячная малышка появилась в сводках жертв болезни, публикуемых региональным оперштабом.
Фото: Exclusivepix Media/Globallookpress
Как болеют дети
Согласно заявлениям Центра гигиенического образования населения Роспотребнадзора, дети составляют около 10% от общего числа заболевших ковидом. При этом подростки в возрасте от 10 до 19 лет так же заразны, как и более взрослые люди.
Интересно, что в самом начале пандемии дети переносили болезнь гораздо легче, чем взрослые. Учёные связывают это с тем, что вирус попросту не мог как следует закрепиться из-за недостаточно развитой слизистой в носу у подрастающего поколения. Именно поэтому дети, оставаясь заразными, сами, в большинстве случаев, испытывали не очень сильное недомогание, сравнимое с обычной ОРВИ.
Врачи отмечают, что у детей гораздо чаще, чем у взрослых, ковид проявляется в виде нарушений работы желудочно-кишечного тракта и сопутствующих симптомов. Хотя и классические для ковида проявления, вроде лихорадки, кашля и болей в мышцах, у детей также наблюдались. В отдельную группу риска входят дети с хроническими заболеваниями и инвалидностью, гораздо более уязвимые к ковиду, чем их сверстники.
Также отдельно медики рассматривают категорию грудных младенцев в возрасте до 1 года. По заявлению центра, у таких детей менее развита иммунная система, а значит и риск заболеть более высок, чем у более старших ребят. Это подтверждает и статистика – в одной только Новосибирской области за 2021 год зарегистрировали не меньше 30 случаев, когда ребёнок оказывался болен ковидом прямо с рождения.
Пути эволюции вируса
Всё поменялось в третью волну, летом 2021 года, когда по всей стране врачи забили тревогу – количество детей, заразившихся коронавирусом, увеличивалось. А вместе с ними выросло и количество тех, кто переносит болезнь тяжело, настолько, что им требуется госпитализация и помощь медиков. В частности, об этом заявляла главный врач Новосибирской инфекционной больницы № 1 Лариса Позднякова.
И хотя ряд специалистов отрицал "омоложение" болезни, списывая подскочившую заболеваемость молодёжи на социальные факторы, другие учёные уверенно говорят, что распространившийся по стране летом дельта-вариант коронавируса стал опаснее, в том числе, для детей.
Новая мутация вируса, по словам врачей, для детей обладает менее выраженными симптомами. Если раньше дети, как и взрослые, во время болезни теряли обоняние и вкус, то ковид от дельта-варианта больше похож на ОРВИ. Для него характерны головная боль и температура в течение 3-5 дней, одышка, подкашливание и слабость.
Фото: McPHOTOf/blickwinkel/Globallookpress
Первые жертвы – самые слабые
Тем не менее, даже несмотря на новые данные, всё равно в обществе сохранялся некий стереотип, что дети коронавирусом если и болеют, то практически не умирают. В начале материала приведены слова Лейлы Намазовой-Барановой, утверждающей, что из почти 4,5 млн жертв коронавируса во всём мире на детей приходится всего 9 тыс. случаев, или 0,2%.
Экстраполируя это на Новосибирскую область, 0,2% от числа умерших в регионе это всего пять человек. Однако вряд ли кто-то из родителей хотел бы, чтобы именно его ребёнок оказался в этой несчастливой пятёрке.
Как сообщала главврач новосибирской детской городской клинической больницы № 3 Татьяна Комиссарова, в конце июля в стационаре находилось более ста детей всех возрастов, от новорождённых младенцев и до почти взрослых подростков. Врач отмечала, что в третью волну детей действительно стало больше, причём в тяжёлой форме болезнь проявляется именно у самых слабых – ребят с сопутствующими диагнозами из группы риска.
Более того, по словам врача, растущие организмы хоть, в целом всё ещё переносят ковид легче, чем взрослые, для постковидного синдрома оказались всё-таки более уязвимы. Связано это с тем, что у детей последствия болезни проявляются иначе.
У детей в определенном проценте случаев формируется мультисистемный воспалительный синдром, когда поражаются все органы, которые есть у человека, — это и слизистые оболочки, и кожа, и сердце, и легкие, и печень, и лимфоузлы. Такие дети у нас чаще госпитализировались в конце второй волны — и осенью, и зимой. Очень сложные и тяжелые пациенты,
– говорит Комиссарова.
Самым же сложным в лечении детей врачи называют отсутствие внятных механизмов этого самого лечения. Никаких волшебных таблеток или уколов – только отработанные годами методики борьбы с ОРВИ, которые в случае с ковидом работают не всегда, а иногда и не так, как должно. Именно поэтому врачи не устают предупреждать граждан, что в случае коронавируса, особенно у детей, знаменитая рекламная присказка "предупредить легче, чем лечить" – это не просто слова.