Александр Дугин: "В России нужно остановить диктатуру бездарности"
Если мы, русские, собираемся строить многополярный мир, то каждая цивилизация должна иметь своего рода "Оскар", свою премию, которая выдаётся за лучшие роли, лучший сценарий, лучшую музыку и лучшие костюмы.
Многие знают, что в Индии существует такое явление, как "Болливуд", то есть индийская киноиндустрия. Там есть свои премии и свои герои, которые могут быть совершенно неизвестными на Западе или в соседнем Китае. Но для своей цивилизации (а Индия – целый континент) это кино и его "Оскары" имеют огромное значение.
Точно так же и в Китае. Есть китайские фильмы и актёры, о которых в других странах никто и никогда не слышал, но они мегапопулярны в Китае. Потому что Китай и Индия – это самостоятельные цивилизации, у которых есть собственное самобытное кино. И сейчас это уже стало цивилизационным фактором.
Нам, русским, тоже пора сделать свою Евразийскую премию. Но для этого надо иметь собственное самобытное кино. А для того, чтобы иметь такое кино, во главе культурных процессов в России должны стать русские талантливые, гениальные люди. Русские, разумеется, в культурном смысле.
Прекрасный пример – совершенно удивительный талант, по-настоящему оценённый и признанный, – это Валерий Абисалович Гергиев. Этнический осетин, он знает и чувствует русскую культуру, русское искусство и русский дух лучше многих в России, а может, и лучше всех.
"Гений с волшебной палочкой", – так говорят о маэстро Валерии Гергиеве. Фото: Roman Zach-Kiesling/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
И для того, чтобы организовать полноценный "Русский Оскар", в нашей киноиндустрии нам нужны таланты такого же уровня. Да, талантливые актёры у нас есть, и даже кинорежиссёры есть яркие, а полноценной и самобытной русской киноиндустрии у нас нет.
Так, например, в мире немало стран, где есть местные философы, но нет собственной философии. Также бывает, что в той или иной стране снимаются фильмы, соответственно, есть актёры и режиссёры, а кинематографа нет.
Потому что не осмысляется и не осознаётся культурный код. И потому что нет достаточной концентрации тех пассионариев, тех гениев, которые просто создали бы некий кружок, как это происходило в XIX веке, когда вокруг "Могучей кучки" формировалась русская классическая музыка, или как создавалась культура русского Серебряного века.
Сегодня же у нас каждый разрознен. Даже когда Валерий Гергиев ставит новую постановку, на неё выходят только какие-то формальные рецензии, а глубинный смысл того, что хотел сказать маэстро, практически никто не обсуждает. Ни в федеральных СМИ, ни в тех же телеграм-каналах, где все рубятся по поводу каких-то второстепенных, пошлейших проблем.
Поэтому, чтобы нам состояться как страна с полноценным, цивилизационным кинематографом, нам для начала нужно научиться искать и поощрять настоящих гениев. Собрать их в определённый клуб, кружок гениев, пусть очень ограниченный, но где у них будут все возможности, чтобы развиваться. Где настоящие философы будут трактовать произведения настоящих художников, а настоящие актёры слушать наставления настоящих мастеров.
У нас же сейчас всё забито какими-то слоями мусора, накопившимися в советское и постсоветское либеральное время. Именно поэтому в творческой интеллигенции у нас один другого гаже. За редким исключением таких перлов, как Гергиев, Башмет и некоторые другие.
Не "Оскар" должен быть у нас ориентиром – мы должны создавать своё цивилизационное искусство. Фото: Yang Lei C Xinhua/Globallookpress
Только тогда, когда мы этим вплотную займёмся, у нас будет своё собственное полноценное, цивилизационное искусство, включая кинематограф. А сейчас у нас, повторюсь, есть отдельные гениальные представители искусства, а самого искусства нет. Поэтому нам надо не радоваться выдвижению на "Оскар" того или иного, пусть даже очень талантливого, актёра, особенно работающего на Западе, но работать именно над этим.
К слову, помимо уже упомянутого мной Болливуда, сегодня есть и Нолливуд, то есть нигерийский кинематограф. Мы на него смотрим в ужасе, недоумевая, что это такое, но многим нравится. И даже боевые действия в некоторых странах Африки прекращались, когда выходила новая серия очередного нигерийского фильма о каких-то совершенно непонятных нам коллизиях африканских племён. Также существует и очень интересное и самобытное филиппинское кино.
То есть нам очень важно пестовать разнообразие нашего многополярного мира, ориентироваться не на "Оскар", а создавать особые цивилизационные киноконкурсы, чтобы лишить коллективный Запад права на главенство в мировой киноиндустрии. И если мы сами, наконец, осознаем наши собственные особенные коренные установки русской эстетики, то в соответствии с ними и будем оценивать наших актёров и музыкантов, художников и поэтов, философов и писателей. Соответствуют они нашему культурному коду или нет.
Та же псевдокультурная пена, которая сейчас у нас шелестит, конечно, никакому культурному коду не соответствует. Это просто периферия Запада, и именно поэтому мы рвёмся любой ценой на Запад, чтобы нас заметили, как холуёв, которые умеют подражать господину. Всё это за редким исключением не искусство, а смердяковщина.
И поэтому я думаю, что в "Оскаре", в котором действует либеральная западная повестка, если и стоило бы нам принимать участие, то только тогда, когда Трамп устоится у власти и на западных фестивалях начнут преобладать другие – традиционные ценности. И тогда, если у нас появится наше самобытное кино, мы могли бы посоревноваться по традиционным ценностям.
Дождёмся ли мы момента, когда и на западных кинофестивалях начнут преобладать традиционные ценности? Фото: Denis Makarenko/Shutterstock.com
Но пока такого кино, которое отражало бы наши традиционные ценности, у нас нет. Поскольку ряд людей, которые захватили власть в сфере культуры, как тромбы, препятствуют развитию настоящих культурных процессов в России. Они пытаются цензурировать, направлять то, что создаётся, но сами настолько мелки, ничтожны и несостоятельны, что получается очень жалкая, неприглядная картина. Особенно когда бездарные люди цензурируют таланты.
А ведь в той же Российской Империи цензорами были выдающиеся русские философы, мыслители, публицисты (к примеру, Константин Леонтьев). То есть цензура – это дело очень тонкое. Нужно уметь распознать гения, пусть даже не укладывающегося в строгие рамки. И надо уметь выявить и запретить ядовитые направления, которые тоже порой не сразу заметны.
Цензура – это высшее искусство. Словом, сегодня нам в первую очередь нужно остановить диктатуру бездарности, которая за последние десятилетия утвердилась в России.