Фестиваль "48 часов" в Новосибирске: Скамейка на Ипподромской и картины на улицах
На 48 часов центр Новосибирска вместе с его выставочными пространствами был отдан современному искусству. Как обычно это и бывает, масштабное событие произвело неоднозначное впечатление
В Новосибирске завершился второй фестиваль современного искусства "48 часов". Журналист Царьграда решил попробовать обобщить личные впечатления лишь о некоторых событиях — одновременно присутствовать на проходящих параллельно выставках и перформансах, как вы понимаете, невозможно.
В 2020 году фестиваль по причине коронавируса провести, увы, не удалось. Но тем сильнее были ожидания сибирских любителей современного искусства. Естественно, кто-то провёл время на фестивале с восхищением и открытым ртом, а кто-то ушёл разочарованным.
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
Фестиваль организован новосибирским отделением Гёте-Института, центром культуры ЦК19 и оргкомитетом фестиваля "48 часов", который проходит в Берлине. Задолго до открытия его будущих участников предупредили — темой нынешнего фестиваля будет "Ошибка выжившего".
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
"Она открывает возможность для художественных высказываний экзистенциального толка, затрагивающих проблемы смысла жизни и смерти, либо же механизмы отбора, исключения, ошибок или заблуждений. С другой стороны, тема допускает и более специфические измерения для сегодняшнего дня: состояние гражданского общества, колониализм, изменение климата или пандемии", - вот так вполне научным языком расшифровали организаторы главный лейтмотив мероприятия.
Тем не менее, на фестиваль пригласили и проекты, которые, на первый взгляд, в общую концепцию не очень и укладываются.
Бук-арт
Например, в областной научной библиотеке открылся интереснейший выставочный проект "Бук-арт: книгоиздание как самоорганизованная практика"». Изначально — это немецкая выставка, и перед новосибирским фестивалем она экспонировалась во Владивостоке, рассказал журналисту Царьграда её куратор, научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН, кандидат исторических наук Антон Метельков.
"На выставке представлены книги, которые можно рассматривать как арт-объект. И Гёте-Институт попросил меня собрать новосибирскую часть экспозиции. Мы показали книги художников Янины Болдыревой, Лены Бертолло, фотографов Славы Ковалевича, Жени Иванова — в общей сложности несколько десятков авторов. И показали наш самиздат: из Академгородка, "Сокурскую школу", "17 невидимок" и "Блюмкин приют", товарищества "Космонавт". Тому, кто хотя бы понаслышке знаком с новосибирским андеграундом, будет очень интересно увидеть", - рассказал куратор.
Метельков отметил, что его радуют происходящие сейчас в Новосибирске коллаборации местных поэтов и художников.
"У этих людей психология разная: поэт написал гениальный стих и ждёт, что к нему придёт издатель, - продолжает куратор. - А у художника нет ожидания издателя, он просто делает картину, или книгу. И в какой-то момент новосибирцы поняли, что нужно самим себя издавать. За последнее время в Новосибирске вышли несколько совместных изданий, которые делали как раз поэт и художник, и это получились весьма интересные книги. Наша выставка работает до 17 октября, а потом поедет во Владивосток".
Антон Метельков принял участие в организации ещё одного проекта — его придумала родившаяся в Бельгии искусствовед и куратор Ан Пенхюзен. Новосибирским поэтам нужно было написать стихотворение о своём городе, используя определённые пять слов. Такой же проект был реализован недавно и в Красноярске на XIV музейной биеннале.
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
В Новосибирске результат получился довольно интересным, ведь в проекте приняли участие практически все актуальные ныне поэты: Андрей Жданов, Станислав Михайлов, Юлия Пивоварова, Виталий Шатовкин и так далее. В итоге тексты были напечатаны на открытках, а ознакомиться с ними можно в НГОНГБ как раз на выставке самиздата.
Интервенции
Новосибирская художница Надя Максина показала на фестивале свою интервенцию "Шум машин как моря шум" прямо на пригорке Ипподромской магистрали, возле начала Сибревкомовского моста.
В пояснении к арт-объекту художница напомнила, что мост когда-то был построен над рекой Каменкой, которая ныне течёт по коллектору.
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
"Пусть рельеф станет проводником в фантазию о том, что дороги похожи на реки, а шум автомагистрали похож на шум моря", - пояснила автор.
Любой прохожий мог присесть на скамейку и послушать, как нынче звучит Ипподромская - а вот о Каменке там уже ничего не напоминает.
Вообще, этот фестиваль порадовал большим количеством арт-объектов, которые удалось очень гармонично вписать в уличную среду Новосибирска. И даже жаль, что появились они лишь на определённое время.
Новосибирский поэт, критик и переводчик Сергей Самойленко представил проект "Поэзия на рынке: (не)рыночные ценности". Это аудио-перформанс, который был устроен на Центральном рынке города.
"Из громкоговорителей будет звучать поэзия в исполнении артистов театра, от классической до современной, смешиваясь с обычными объявлениями. Безусловный рефлекс отторжения, который прививают в школе в отношении поэзии, встретится с запахами овощей и мяса разной свежести, с нелепыми рифмами рекламных слоганов. Стихи будут декламироваться на разных языках, чтобы каждый человек, присутствующий в этой "вавилонской башне", мог их понять", - говорилось в анонсе.
По итогам этого события Самойленко написал у себя в Facebook не очень весёлый пост. Оказалось, что в проекте использовалось около сорока текстов самых разных поэтов.
"Звучало, признаюсь, диковато, когда после рифмованной рекламы "На Центральном рынке - все как на картинке" голос Кости Колесника начинал: "Жареная рыбка, дорогой карась..." Но и покупатели на рынке, и продавцы - народ испытанный, даже бровью не моргнут".
Поэт отметил, что, в принципе, и не ожидал какой-то особой реакции от людей.
"Ожидаемо, что мало кто мог что-то сказать об услышанном. Ну, на имя Пушкина реагируют. Кто-то запомнил фамилии Бродского, Володина, Цветаевой - думаю, потому что услышал их не впервые. Пожалуй, всё. Сложнее всего то, что при встрече с чем-то непонятным доминирующей эмоцией становилось отталкивание, а то и агрессивность. При том, что никто не мог сказать, что именно это неприятие вызвало. "Непонятно. Зачем это все надо. Зачем этот бред читать", - написал Самойленко.
Оккупированная "Центральная"
Безусловно порадовали молодые художники, оккупировавшие несколько номеров гостиницы "Центральная", что на улице Ленина. В одной из комнат с зашторенным окном без остановки демонстрировался фильм, участники которого путешествовали по Новосибирску с помощью Google-карты, и рассказывали про связанные с этими местами события.
Зрители же могли вполне комфортно разместиться на широкой гостиничной кровати. Остальные арт-объекты в номерах особого впечатления не произвели, особенно комната, заставленная пустыми бутылками. Забавно было наблюдать, как горничные "Центральной", держа в руках швабры и вёдра, безуспешно пытались выяснить у организаторов, что это вообще означает.
Отличную выставку "Я не знаю" устроила арт-группа "Грязные женщины", она проходила в мастерской Крикливого и Панькова lab4dram. По словам участниц, ими была предпринята попытка "бросить вызов всем известным "мужским" стратегиям выживания". Арт-группе удалось достаточно аккуратно подойти к проблеме, и обойтись без каких-либо крайностей.
Чтобы попасть на выставку, зрителям приходилось достаточно долго стоять в очереди: некоторые говорили, что они идут на неё уже не в первый раз.
К сожалению, не удалось сходить на перформанс "Папа" режиссёра и художницы Полины Кардымон, на выставку некоторых работ берлинских «48 часов», привезённых из Германии, или на выставку пяти художниц, уехавших из Новосибирска. Но по словам организаторов, многие проекты какое-то время будут открыты для посещения, чем и можно воспользоваться.
Фото: Юрий Фомиченко / телеканал Царьград
Конечно, на нынешнем фестивале не обошлось и без откровенных провалов. Будем считать, что концепции у художников были прекрасны, а вот воплощение подвело.
В любом случае, такое масштабное событие для города имеет однозначную ценность: авторы получают возможность высказаться на большую аудиторию и завязать с коллегами из других стран горизонтальные связи. Новосибирск же, если будет продолжать идти тем же курсом, получает шанс перестать считаться городом «с медведями на улицах».