Иран сколачивает «континентальный союз» против США
Глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф совершил тур по странам-гарантам ядерной сделки, из которой 8 мая вышел американский президент Дональд Трамп. Вслед за Пекином и Россией Зариф отправился в Брюссель. Тегерану нужны чёткие гарантии
Иран ждёт поддержки от «пятёрки»
Решение Дональда Трампа выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) вынуждает Иран искать поддержку у остальных сторон ядерного соглашения. Сегодня иранский министр иностранных дел Мохаммед Джавад Зариф прибыл в Брюссель, где встречается со своими коллегами из Германии, Франции и Британии.
Напомним, что СВПД был подписан в Вене 15 июля 2015 года Ираном и «шестёркой» международных посредников: Россией, Китаем, США, Францией, Германией и Великобританией. В обмен на допуск специалистов МАГАТЭ к иранским ядерным объектам с Исламской Республики Иран (ИРИ) должны быть пошагово сняты международные санкции.
После срыва сделки с Вашингтоном Тегеран, да и остальные участники нуждаются в сохранении соглашений. Для Ирана это важно с точки зрения снятых с неё Евросоюзом, Китаем и Россией санкций. Наиболее активно после отмены эмбарго на иранский рынок зашли европейцы. Италия ради пятимиллиардной сделки Eni с иранской NIOC на встрече глав МИД ЕС в Люксембурге даже отказалась вводить дополнительные санкции против иранских военных лиц. В нефтегазовом и транспортном секторе Ирана работают французские Total и Airbus, а также немецкие BASF и Siemens.
Глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф и глава китайского МИД Ванг И. Фото: www.globallookpress.com
Возможно, немецкий геополитик Карл Хаусхофер был бы рад, если бы увидел солидарность ЕС во главе с Германией России и Китая в противовес англосаксонскому миру, олицетворяемому сегодня не с Британией, а с США. Собирать «континентальный союз» (термин Хаусхофера) Зариф начал с востока на запад. 13 мая его принял глава китайского МИД Ванг И.
Выборы в Ираке: Победил Иран и кинувший ботинок в Буша журналист
Китай поддерживает «издалека»
«Я надеюсь и верю, что эти визиты улучшат страны, в том числе Китай, включая понимание позиции Ирана», — сказал Ван. «Это позволит вам внести свой собственный позитивный вклад в защиту законных национальных интересов Ирана, мира и стабильности в регионе», — в крайне завуалированной форме выразил поддержку Тегерану Ванг И, чья страна покупает нефть не только у Ирана, но и повышает её закупки на американском рынке.
Чуть яснее выразился заместитель директора департамента Центральной Азии и Восточной Европы МИД КНР Лю Бинь, отметивший, что «ядерная сделка с Ираном — это сбалансированное, полноценное соглашение», и выход из него США «вызывает досаду и непонимание других стран».
Китай рассматривает Иран в качестве неотъемлемого звена своего «Нового шёлкового пути». Вдобавок к инвестициям в модернизацию иранской инфраструктуры (коридор «Пакистан-Иран») китайцы намерены заменить торговлю в долларах на юани (петроюань), за которые они будут покупать иранскую нефть. У Китая достаточно высокий уровень товарооборота с Ираном — 60 млрд долларов в год, — на фоне которого российско-иранские отношения (два миллиарда долларов) выглядят как нереализованный потенциал.
Лавров: США давят на «пятёрку»
Глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф на встрече с главой МИД России Сергеем Лавровым. Фото: www.globallookpress.com
Второй остановкой Зарифа стала Москва. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров сразу же после решения США заявил о необходимости сохранить сделку, на переговоры по которой было потрачено почти десятилетие.
К сожалению, в очередной раз убеждаемся, что Вашингтон стремится ревизовать ключевые международные договорённости, как это происходит с Совместным всеобъемлющим планом действий, как это происходит с проблемой Иерусалима и с рядом других соглашений»,
— заявил он на брифинге с Зарифом. Лавров также отметил, что на остальные страны-участники СВПД «оказывается серьёзное давление», и выдвигаются ультиматумы, с тем чтобы вынудить остановить покупку иранской нефти.
Израиль собирает соратников на войну с Ираном
Под прицелом американских санкций находятся прежде всего европейские компании, которые, в отличие от китайских, не склонны пользоваться обходными путями и опасаются своего положения в США. Советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон ранее не исключил возможность применения санкций против европейских ТНК. «Надеюсь, что европейцы увидят, что в конечном итоге их интерес в том, чтобы согласиться с нами (по Ирану)», — отмечал Болтон.
Министерство финансов США уже объявило, что санкции против ИРИ вступят в силу через 90-180 дней. С 6 августа будет восстановлен запрет на покупку долларов, стали, угля и драгметаллов, остановлен импорт иранской продукции в США и ограничены операции с гособлигациями Ирана.
ИРИ нуждается в чётких гарантиях от Германии, Франции и Британии. Замминистра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи отметил, что у Европейского союза есть два месяца, чтобы представить гарантии обеспечения иранских интересов по СВПД. В течение 60 дней ИРИ ожидает от ЕС ответа на вопрос, как европейцы будут «компенсировать урон, нанесённый выходом США из сделки».
Советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон. Фото: www.globallookpress.com
Уход ЕС и возможности для российского бизнеса
В Брюсселе иранский дипломат уже провёл встречу с верховным представителем ЕС по иностранным делам Федерикой Могерини, которую Зариф назвал «конструктивной».
Мы на верном пути, чтобы обеспечить сохранность интересов оставшихся подписантов СВПД, особенно Ирана»,
— цитирует иранского министра Tasnim News.
Со своей стороны, Могерини в преддверии встречи с «тройкой» (глав МИД Франции, Германии и Британии) дала понять, что «ЕС привержен сохранению этой сделки». Ранее министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан также заверил в «приверженности» Парижа, Берлина и Лондона спасению ядерной сделки. То, что США покидают соглашение, ещё не значит, что оно «недействительно», заявил Дриан.
Глава МИД Ирана Мохаммед Джавад Зариф и верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини. Фото: www.globallookpress.com
Пока иранский министр и европейская «тройка» шли в переговорные залы в Брюсселе, США ввели новые санкции против Ирана. Пока что иранская экономика не чувствует кнута, который над ним держит администрация Трампа. Скорее наоборот. Цена на нефть подскочила до 77,7 долларов за баррель — максимальный показатель после дна, достигнутого в ноябре 2014 года. Но в долгосрочной перспективе ситуация всё ещё рискованная. По крайней мере, до тех пор, пока Брюссель не выторгует для себя исключений из американских санкций, как это имеет место в тарифах на импорт стали и алюминия.
Фото: www.globallookpress.com
Для России, по большому счёту, не имеет значения, сохранится сделка или нет. Российские компании, и так находящиеся под ограничениями США, могут попросту игнорировать эмбарго Вашингтона против Тегерана. Вытеснение европейских ТНК откроет «бреши», которые сможет заполнить российский бизнес. Иран важен для России и с точки зрения транспортного коридора «Север-Юг», реализуемого за счёт строительства моста через реку Астара на азербайджано-иранской границе и модернизации иранских портов в Индийском океане.
Политически Тегеран — союзник Москвы в борьбе против боевиков в Сирии, а также кандидат на вступление в Шанхайскую организацию сотрудничества.