«Как же страшно теперь летать»: Как справиться с аэрофобией
Трагедия со сгоревшим в Шереметьево самолётом – не только боль утраты и скорбь для близких, удар по репутации «Аэрофлота» и судебное разбирательство. Это лишний повод для людей, боящихся полётов, бояться их ещё больше. Что порождает аэрофобию и как, несмотря на весь ужас авиакатастроф, преодолеть её?
41 погибший. Только 37 спасшихся пассажиров. Снова, год спустя после трагедии в кемеровской «Зимней вишне», беспощадный огонь похоронил десятки жизней. Кто-то летел по работе, кто-то – на рыбалку, кто-то – к родственникам – каждый из нас мог быть на их месте. Осознание этого факта пугает и порождает панический страх перед полётами.
стало страшно летать на самолете #шереметьево pic.twitter.com/DEdY97O4Bz
— nicolya (@alina_bja) 6 мая 2019 г.
Из-за недавних событий с Аэрофлотом, летать стало очень страшно
— Nani (@S_a_ta_n_a) 6 мая 2019 г.
Из-за недавних событий с Аэрофлотом, летать стало очень страшно
— Nani (@S_a_ta_n_a) 6 мая 2019 г.
Вот теперь мне и Аэрофлотом будет страшно летать.
— stacey (@radgara) 5 мая 2019 г.
Кому-то теперь страшно летать на «Суперджете», кому-то – «Аэрофлотом», кто-то просто боится подниматься в воздух на любом судне любой авиакомпании. Трагедии с самолётами пугают ещё и многочисленностью своих жертв – погибают часто все. И хотя вчера почти половине пассажиров всё-таки удалось спастись, даже 41 человек – потери огромные.
И тем не менее…
Авиация уходит в штопор: В чём причина катастроф и дефицита опытных пилотов
Самолёт – самый безопасный вид транспорта?
Обычно это первая фраза, которую приводят аэрофобам в качестве контраргумента. Да, в результате авиакатастрофы может погибнуть в один момент несколько десятков людей. Но самолёт всё равно – самый безопасный транспорт. Правда ли это и почему так получается?
Безопасность различных видов транспорта обычно вычисляют исходя из количества смертей на пройденное расстояние. Либо считают, какой процент всего пассажиропотока составляют летальные случаи. В итоге, действительно, самолёт получается одним из самых безопасных видов транспорта.
Вот, к примеру, статистика по США. The Washington Post, ссылаясь на исследования экономиста Яна Сэвиджа, в 2015 году привёл такие данные. Если считать по количеству пассажирских смертей на 1 миллиард пройденных миль, самым опасным транспортом окажется мотоцикл (212,57 смертей). Затем следуют автомобиль (7,28), паром (3,17), поезд (0,43), метро (0,24), автобус (0,11) и только потом самолёт (0,07). То есть самолёт оказывается самым безопасным. С другой стороны, скорость его значительно выше, и то расстояние, которое авиалайнер пролетит за час, автотранспорт может ехать целые сутки. И шансов попасть в аварию за целый день пути, соответственно, значительно больше, чем за час.
Катастрофа Superjet 100 может досрочно завершить его международную «карьеру»
Можно попытаться сравнить различные виды транспорта по безопасности и другим способом: подсчитать количество аварий, погибших и пострадавших в них за один временной отрезок, например год. И взять не далёкие Соединённые Штаты Америки, а родную Россию. И тут уже картина не такая радостная для авиации.
Так, по данным Росстата, за 2017 год произошло происшествий: на внутреннем водном транспорте – 5, на железной дороге – 14, на воздушном транспорте – 39, на морском – 49, на автодороге – 169 400. Число погибших: внутренний водный транспорт – 2, ж/д – 3, морской транспорт – 6, авиация – 50, автотранспорт – 19 100. Число раненых: внутренний водный транспорт – нет, морской транспорт – 2, ж/д – 24, авиация – 29, автотранспорт – 215 400.
Фото: diy13/shutterstock.com
Тут самолёты – на втором месте по опасности, но даже здесь огромная разница с автотранспортом: человеческих жертв от последнего в сотни раз больше.
Но боимся мы почему-то именно авиации, аэрофобия гораздо больше на слуху, чем автофобия. И, проезжая массовое ДТП, мы не выходим из автобуса и не идём на работу пешком. А вот после авиакатастроф многие боятся лететь и пересаживаются на поезда.
Как преодолеть аэрофобию – советы психолога
В чём же причина такой стойкости аэрофобии и можно ли справиться с паническим страхом летать, подогреваемым новостями об очередной катастрофе?
Как отмечает клинический психолог Михаил Хорс, дело тут не в самолётах.
Сама аэрофобия является следствием страха потери контроля на самом деле. Аэрофоб не столько боится полёта как факта, он боится состояния, когда он не может повлиять на ситуацию. Чаще всего аэрофобы и в других ситуациях, когда они не могут на неё повлиять, тоже испытывают приступ паники или страха, не только в самолётах. Соответственно, работать здесь важно когнитивно, через принятие психологической позиции, что я могу не контролировать ситуацию, могу не влиять,
– рассказал Хорс в интервью Царьграду.
Психолог советует принять позицию, что не всё находится под нашим контролем, – иными словами, смириться. Смирению учит и христианство, и его очень недостаёт современному человеку. Не аэрофобия должна быть реакцией на трагедию в Шереметьево, а именно смирение с любой возможной своей судьбой.
Конечно, необходимо расследование причин катастрофы, шаги, предотвращающие последующие аварии. Но это дело соответствующих служб. А простому человеку стоит не разводить панику в соцсетях, не покрывать оскорблениями всех действующих лиц от пожарных до пассажиров со слишком большой ручной кладью, помешавших другим спастись, а вспомнить о своей неминуемой смерти – не в самолёте, так ещё где-нибудь. Как говорится, все там будем.
А погибшим вчера в результате возгорания «Суперждета» – Царствие Небесное.