КНДР - Китаю: третьим будешь?
На прошедших в Пекине переговорах между КНДР и КНР Китай был приглашён стать гарантом настоящей денуклеаризации Корейского полуострова
С большей точностью об этом рассказать не сможет никто, кроме участников переговоров – китайского лидера Си Цзиньпина и северокорейского – Ким Чен Ына. И их свиты.
О чём договорились два восточных лидера
Но кое о каких договорённостях, достигнутых в ходе завершившегося сегодня визита главы КНДР в Китай политические наблюдатели всё же говорят уверенно.
Разумеется, товарищи Ким и Си не могли не говорить о ходе и итогах встречи между лидерами КНДР и США в Сингапуре. При этом Ким не мог не поделиться со старшим товарищем и реальным союзником деталями и подлинными договорённостями между ним и Дональдом Трампом. Он просто не мог не сверить позиции свои и китайские для дальнейших разговоров с американцами. Особенно в свете ультиматума из 47 пунктов, что выдвинули ему на днях США.
Я думаю, Ким Чен Ын поделился своей позицией, как он думает вести дела с американцами»,
- согласился с этим мнением в разговоре с Царьградом один из ведущих – если вообще не номер первый – корееведов России, руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин.
«Правда, не думаю, что было какое-то обсуждение – это не в традициях их дипломатии, - продолжил эксперт. - Он просто изложил китайцам свою позицию – и всё. А они, в свою очередь, изложили свою, на основании которой корейцы сделают выводы, что китайцы поддержат, а что – нет».
Сингапурский саммит Кима и Трампа: Ещё раз, ещё раз, ещё много-много раз
Что же до ультиматума из 47 пунктов, который на днях выдвинул Пхеньяну американский госсекретарь Майк Помпео, то тут учёный призывает сохранять хладнокровие: «Там что-то говорит Помпео, что-то - Болтон, что-то говорит ещё кто-то. А Ким Чен Ын полагает, что главное - то, о чём они договорились с Трампом. А остальное – всё это так, на уровне фона, так сказать. Тем более, что со стороны американцев пока вроде не предпринимается никаких действий. А если будут действия – корейцы своими ответят». Можно сказать даже больше: США всё же сделали жест доброй воли, отказавшись от совместных с Южной Кореей учений в августе.
Си Цзиньпин и Ким Чен Ын. Фото: www.globallookpress.com
О чём два восточных лидера договорились реально
Но после переговоров в открытых высказываниях для публики оба лидера показали основные векторы этих самых совпадений позиций. Во-первых, американцев подловили на главном: на поддержке денуклеаризации Корейского полуострова.
Встреча высшего руководства КНДР и Соединённых Штатов открывает новую страницу в процессе ликвидации ядерного оружия на Корейском полуострове»,
- заявил Ким Чен Ын на встрече с председателем КНР. То есть первый ответ на ультиматум готов: ядерное разоружение всего полуострова – цель достижимая, договорённость об этом есть, её исполнение зависит от Вашингтона и только от него.
Ким не даст Трампу себя раздеть
Второе: лидер КНДР Ким Чен Ын во вторник предложил председателю КНР Си Цзиньпину создать надёжный механизм по обеспечению процесса ядерного разоружения на Корейском полуострове. Эта фраза была не раз повторена в сообщениях Центрального телевидения Китая. Точнее, даже так: «Я надеюсь на солидарность Китая и прочих стран мира для создания прочного механизма, который позволит обеспечить долгосрочные мир и стабильность на Корейском полуострове». Другие страны тут только одна – Россия. Все остальные – либо сателлиты Америки, либо не имеют значения в данной политической картине.
Третье, то, о чём говорил Александр Жебин: китайцы изложили свою позицию. Она выразилась в заявлении со стороны председателя КНР Си Цзиньпина о «решительной поддержке» усилий Пхеньяна по денуклеаризации Корейского полуострова, сообщило Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК). Оно добавило, что «переговоры прошли в теплой, открытой и дружественной атмосфере».
Наконец, изложен примерный механизм «надёжного механизма»: Пхеньян будет поддерживать постоянные контакты с китайскими представителями для того, чтобы «обеспечивать подлинный мир в процессе формирования нового будущего». Это сказал Ким Чен Ын. И уже совсем официально, как о позиции государства, высказался китайский МИД. Согласно ему, товарищ Си «с удовольствием наблюдает» за реализацией договорённостей КНДР и США по денуклеаризации, а между КНР и КНДР есть полное согласие в том, что необходимо «совместными усилиями развивать нынешнюю тенденцию к обеспечению мира и стабильности на Корейском полуострове».
Си Цзиньпин. Фото: www.globallookpress.com
Танго будет втроём
В переводе означает: за исполнением Америкой договорённостей с Северной Кореей будет внимательно и заинтересованно наблюдать Пекин, а всяким там виляниям и ультиматумам с целью соскочить эти две страны будут противостоять совместно. И выработка любых обязательных решений по денуклеаризации всего Корейского полуострова будет нуждаться в одобрении Китая. Если совсем просто – разоружения КНДР не будет, а двусторонние договорённости на деле будут трёхсторонними. Потому что товарищ Си Цзиньпин высоко оценивает «стратегические контакты» Китая и Северной Кореи.
«Американцы сказали, что они обойдутся без Китая в этом вопросе, - уточнил Жебин. – Сказали, что теперь им Китай в качестве посредника не нужен – у них прямая линия с Пхеньяном, прямой контакт… А Трамп действительно дал Ким Чен Ыну свой личный номер телефона.
Словом, американцы решили: мы теперь в северокорейском вопросе обойдёмся без Китая. Но это не совсем так, видимо, о чём и свидетельствует эта поездка. Без Китая обойтись сложновато»...