«Конца и края не видно»: Вирусолог Сергей Нетёсов о развитии пандемии коронавируса
Известный новосибирский вирусолог, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук НГУ Сергей Нетёсов в эфире «Тайги.Инфо» ответил на самые популярные вопросы о пандемии коронавируса. Мы публикуем главные тезисы из часовой беседы.
Что происходит сейчас
С начала пандемии многое изменилось. Россия оказалась на третьем месте по заболеваемости коронавирусом – после Бразилии и США. Ещё в апреле ученые и простые люди считали, что вирус может перестать быть таким опасным из-за жары или холода.
«Но мы видим, что бразильская жара не берет коронавирус, в США максимумы проявляются в разных штатах, независимо от климатических условий», — заявил Нетёсов.
В России ситуация неоднозначная. В некоторых городах небольшая заболеваемость, ситуацию в целом удаётся контролировать. В областях страны, где есть города-миллионники, ситуация тяжёлая.
«За прошлую неделю у нас было несколько рекордов и сейчас мы больше 100 больных прибавляем в день. Конца и края этому не видно», — отметил специалист.
Высокая заболеваемость в Новосибирске связана с массовыми мероприятиями, в которых участвовали много людей без средств защиты. Поскольку симптомы проявляются не сразу, а лишь спустя время, рост числа заражённых можно объяснить именно этим. Примерно 2 недели назад в центре Новосибирска прошла массовая вечеринка, и вот результат — суточный прирост больных в регионе превышает 100 человек. В то же время, происходит определённая перемена в общественном сознании.
«Люди, которые не верили в коронавирус, начинают понимать всю ситуацию, их становится меньше. Но их становится меньше очень дорогой ценой, когда в больницы попадают друзья-родственники, которые не носили маски. И они сразу попадают в палаты интенсивной терапии», — заключил специалист.
Про тестирование на антитела
На неделе в Сети появились данные, опубликованные сетью лабораторий «Инвитро», в которых сказано, что у 9,2% протестированных выявлены антитела к коронавирусу. Сергей Нетёсов заявил, что не знает весь перечень тестов, которые использует компания, но не все из них имеют необходимый набор сведений.
«У вируса есть шесть родственников, надо проверять на «перекрёстке» между всеми. Только когда мы знаем, что данная тест-система проверена на отсутствие «перекрёстка», тогда мы можем говорить, что антитела есть», — отметил вирусолог.
Сейчас удалось установить, что антитела, выработанные у больных лёгкой формой COVID-19 или же тех, кто болел бессимптомно, бывают двух видов. Первый вид — связывающие, второй — нейтрализующие.
«Если у человека есть простые, связывающие антитела, то это может его не защитить. Нейтрализующие антитела действительно говорят о том, что вырабатывается некий иммунитет», — заявил вирусолог.
Компания использует разные тест-системы от разных производителей. Одна из разновидностей — новосибирского производства, компании «Вектор Бест».
«Одно из тестирований показывает, болеет ли человек в данный момент или болел недавно. Другое — определяет наличие долговременного иммунитета. По идее, наиболее показательная тест система — вторая. Она хотя бы может коррелировать с наличием иммунитета к вирусу. Её полезно сделать тем, кто в последние два месяца имел серьезные простудные заболевания и подозревает у себя коронавирус», — подчеркнул специалист.
Пока приведённые «Инвитро» данные нужно верифицировать, поскольку не понятно, какого рода антитела в организме человека они определяют.
Вызывает ли коронавирус загустение крови?
Это может привести к тромбозу и понижению уровня кислорода в крови.
«Это правда. Сейчас в ряде стран пациентов начинают лечить антитромбообразовательными препаратами. Похоже, что это помогает. Если это будет так, то удастся увеличить число людей, которые выживают. Но дело в том, что часть таких препаратов надо принимать превентивно, а не просто заранее. Врачи должны быть к этому готовы. Это надо внедрять срочно, их можно давать больному просто по клиническим показаниям», — отметил Нетёсов.
Среди эффективных препаратов вирусолог отметил Тромбовазим, он выпускается в виде инъекций и таблеток. Именно инъекции лучше подходят для лечения острых форм коронавируса. Надо также интенсивно применять лекарства, которые не только разжижают кровь, но и в целом препятствуют тромбообразованию — Гепарин и Варфарин.
«Но это рецептурные препараты, просто так обычным людям их применять нельзя, потому что передозировка может повлечь ещё более худшие последствия», — заметил учёный.
Про вакцину от коронавируса
Сергей Нетёсов обладает максимальной информацией о вакцинах, которые сейчас проходят испытания в США и Китае. Американцы начали первый этап клинических испытаний с 16 марта и сейчас анализируют его результаты. Дело в том, что первый этап испытаний определяет, насколько вакцина безопасна в целом.
«Есть данные, что эта вакцина имеет очень немного побочных эффектов, это первое. Второе — антитела образуются практически у всех. Но нужные человечеству нейтрализующие антитела проверили лишь у 8 человек из 45, куда дели данные по 37 людям — об этом пока нет никакой информации. Американская вакцина сделана инновационным способом, таких ещё не было», — рассказал вирусолог.
Китайская вакцина сделана более традиционным путём.
«Они опубликовали полный материал о клинических испытаниях, а не как американцы, лишь часть. Этот препарат внушает определённые надежды. Он испытан на большем числе людей. Проверено и доказано, что нейтрализующие антитела в результате применения такой вакцины точно образуются. Я думаю, что Китай в ближайшие дни приступит ко второй и третьей фазе испытаний — на людях, на большом их количестве. Сейчас вопрос в том, сколько полученные нейтрализующие тела от этой вакцины будут держаться в организме — шесть месяцев, год или больше», — отметил Нетёсов.
По поводу российских вакцин было сделано два заявления, которые очень озадачили специалистов. Считается крайне неэтичным, чтобы испытания проводились на разработчиках. Они могут использовать такой метод, но не должны говорить кому-то о результатах, поскольку являются заинтересованными лицами.
«Заинтересованным является их большой начальник, получается, эти люди очень зависимы в своих суждениях и высказываниях», — подчеркнул специалист.
Второй момент — во всём мире давно запрещены испытания гражданских вакцин на военнослужащих. В России же звучали заявление о том, что вакцину от коронавируса уже тестируют на военных. Это заявление озадачило всех, кто организовывает клинические испытания. О ходе испытаний вакцин «Вектором» подробных данных у Нетёсова нет.
«Но то, что мы слышим, что говорят, что в России куча разработок вакцины — делите на десять такие заявления и вы получите реальную картину процесса», — заявил вирусолог.
Можно ли верить российской статистике по заболеваемости коронавирусом?
«Я вам скажу так, что несколько моих знакомых эпидемиологов русского происхождения за границей перестали анализировать ситуацию в России из-за того, что они не верят тем данным, которые сейчас есть», – признался Сергей Нетёсов. В то же время, по мнению специалиста, общим данным по всей России можно верить. Ошибки есть, но они могут быть в обе стороны, поэтому нивелируют друг друга.
«А вот данные по некоторым областям очень трудно воспринимать нормально. Когда я знаю, что в определённых регионах страшно не хватает диагностических мощностей, то понятно, что там могут что-то рисовать. Ясно только одно — смертность от коронавируса выше в десятки раз, чем от обычного гриппа и это очень тяжёлое заболевание. Почвы для разговоров много, толку мало», — отметил специалист.
Будет ли вторая волна коронавируса осенью?
Сергей Нетёсов считает, что будет, в том числе из-за ускоренного снятия ограничений.
«Если мы начнём открывать границы без карантина для прибывающих, то вторая волна точно накроет Россию. Но нам надо ещё первую волну прекратить, а она у нас есть, и из этой первой волны всё может перекинуться из регионов с большой заболеваемостью на регионы с малой заболеваемостью. Мы ещё из первой волны нисколечко не вылезли», — отметил специалист.
Осенью на волну коронавируса может наложиться и традиционный всплеск заболеваемости гриппом и ОРВИ. Дело в том, что с похолоданием люди меньше проводят времени на улице и больше в зданиях. Это облегчает обмен инфекциями. Пик придётся на конец ноября - начало декабря.
«Вновь обретённую привычку носить маски нужно сохранять», — подчеркнул учёный.
Есть ли профилактика?
Мер несколько, они довольно простые. Первая — полноценное питание.
«Почему была мощная эпидемия испанки? Голод после войны, жуткая ситуация, куча народу жила в тяжелых условиях. Поэтому нужно сбалансированное питание и витамины, чтобы иммунитет был сильным», — заявил эксперт.
Нужно стараться вести здоровый образ жизни. Хронические заболевания, а именно пациенты с ними болеют тяжелее других и находятся в особой группе риска, осложняют течение инфекции поэтому людям с ними «надо беречься».
Маски нужно носить всем без исключения и повсюду.
«Эффективность стандартной маски 70-80%. Но когда у вас два человека и один из них потенциально выделяет вирус, а другой нет — защита у вас получается хорошая. Лучше носить профессиональные респираторы, их эффективность 95%. Купите себе профессиональные маски, они есть в строительных магазинах типа FP1, FP2, FP3, они стоят от 200 рублей, но они дают защиту выше 90%. Купите их три штуки и меняйте раз в три часа. Первую маску положите на 100 градусов на 10 минут, она инактивируется. Только стирать не надо. Масочные ткани не рассчитаны на стирку. Кстати растительность на лице в разы уменьшает эффективность маски», — заметил Нетёсов.
Еще одна форма профилактики — сделать прививку от пневмококка.
«Там 23 антигена от 23 разных штаммов. Это снижает вероятность заболеть воспалением лёгких, в том числе вторичным, присоединившимся, даже в случае ковида. Я её точно буду ставить, абсолютно. Особенно это важно для пожилых людей», — заявил специалист.
Что будет дальше и когда всё кончится
«Надо внедрить в своё сознание необходимость соблюдать элементарные меры защиты, только тогда эпидемия пойдет на спад, иначе мы переболеем все или практически все. Много людей, заработают себе очень тяжелые хронические заболевания легких или уйдут из этой жизни. Характеристики вируса таковы, что он от нас никуда не денется. Он может ослабнуть, но точно не исчезнет. Вся надежда на массовую вакцинацию населения», — считает Нетёсов.
Выводы
Лишь индивидуальная сознательность поможет остановить столь интенсивное распространение коронавируса, которое мы видим в Новосибирской области в последние недели. Меры простые, про них говорят, что называется, «из каждого утюга», но нужно вырабатывать рефлексы и соблюдать их. Заставлять себя мыть руки чаще, не реже 20 секунд. Лучше мыть не просто пальцы и ладони, а кисти рук целиком. Носить маску или респиратор при каждом выходе на улицу. С собой всегда должен быть антисептик. Ограничить число социальных контактов, а если это невозможно, соблюдать безопасную дистанцию в полтора метра.
В Новосибирске на улицах встретишь редких прохожих в масках. Даже несмотря на штрафы, многие надеются на русский «авось», что их «пронесёт», что вирус «выдумали». Вероятно, нужна ещё более масштабная пропаганда необходимости масок или же серьёзное увеличение суммы штрафов за их отсутствие. Пока каждый не поймёт, что от элементарных действий реально зависят жизни тысячи окружающих — пандемия не уйдёт. А значит и жизнь не вернётся в нормальное русло. По ней, кажется, истосковались все.