Коронавирусный коллапс медицины: Одни новосибирцы не могут дождаться помощи, другим на всё плевать
Переоценить возможности отечественного здравоохранения очень сложно. Сибиряки одновременно ругают власть за плохую медицину и сами же усложняют жизнь врачам. Царьград - о ситуации с COVID-19 в Новосибирской области
Печальная статистика
Ситуация с коронавирусом в Новосибирской области ухудшается с каждым днём. 127, 129, 135, 149, 157 новых выявленных заразившихся за сутки, от 4 до 6 смертей в день, летальность свыше 3,5% – такова печальная статистика COVID-19 в регионе в конце минувшей недели.
В Минздраве региона ещё недавно говорили, что рост заболеваемости в статистических отчётах оперштаба связан с большим охватом тестирования. До недавнего времени это действительно было так, по крайней мере, таким был один из факторов. С 16 сентября по 15 октября было проведено 132072 теста (604482-472410), а за период с 16 июня по 15 июля (также более 100 случаев ежедневно) – 99776 тестов (257593-157817). Поэтому пропорциональный рост до 125-130 случаев в сутки действительно вполне логичен. Однако динамика последних дней этот аргумент уже не приемлет.
При этом важно понимать, что по числу заражений на 100 тысяч человек Новосибирская область на 18 октября была 15-я с конца – 537,1. В Москве, например, этот показатель почти в 6 раз больше. Становится более тревожно, если оценить число смертей на 100 тысяч человек – здесь уже 19-е место, лидеры – Санкт-Петербург и всё та же Москва. А вот по летальности (отношение числа умерших к числу заразившихся) Новосибирская область уверенно, к сожалению, входит в топ-5…
Тяжело болеют даже молодые
В региональном Минздраве отмечают, что в отличие от первой волны коронавируса этой осенью заметно больше тяжелобольных пациентов, сложнее даётся борьба с ковидом не только пожилым, но и более молодым пациентам. В течение прошлой недели в Новосибирской области скончались 25-летняя девушка и 31-летний парень.
Нагрузка на здравоохранение перманентно растёт, власти приняли решение о перепрофилировании под ковидный госпиталь роддома №2, тихого и небольшого медучреждения в центре города. Это очень расстроило будущих мам, их пришлось переводить в другие роддома. Как бы странно такое решение не выглядело, объяснение довольно простое – в сложившихся условиях региональный Минздрав пытается «сохранить баланс» в доступности медицинских услуг. Продолжается плановый приём пациентов по всем направлениям. Условно говоря, онкологический или кардиоцентр заменить нечем, а роддомов в городе всё-таки несколько.
Кому действительно нужна "Скорая помощь"
Однако главной проблемой Новосибирска, пожалуй, остаётся работа Скорой помощи. В сутки обслуживается порядка 2500 вызовов, при этом число обращений (по всем поводам суммарно) достигает 7000, что неудивительно, поскольку в городе вторую неделю продолжается вспышка ОРВИ. Кроме того, многие звонят не вызвать бригаду на дом, а … проконсультироваться. «Не коронавирус ли у меня?», «Что делать, если не чувствую запахов» и так далее. Боязнь ковида приводит к тому, что люди звонят и с просто высокой температурой, хотя в предыдущие годы такой тенденции не было даже во время вспышек ОРВИ или гриппа.
В Новосибирске всего работает 35 инфекционных бригад, хотя ещё недавно их было 27. Каждая из них успевает съездить на 12-14 вызовов, после каждого из которых проводится обязательная дезинфекция.
Главный врач скорой помощи Ирина Большакова акцентирует внимание на том, что, как и всегда, приоритетными для бригад являются вызовы, где счёт идёт на минуты, когда есть непосредственная угроза жизни. Подозрения на пневмонию или коронавирусную инфекцию без тяжёлого состояния заболевшего таковыми не являются и перенаправляются в поликлиники. Исключения – лица с хроническими заболеваниями, лица старше 65 лет и беременные.
Однако и в поликлиниках могут не справляться с наплывом вызовов. И вот если вызов возвращается в скорую, а пациенту по-прежнему требуется помощь, к нему выезжает «неотложка». «Докоронавирусная» реальность приучила людей, что скорая приедет и решит все проблемы. А ведь большинство из тех, у кого высокая температура, в итоге остаются лечиться дома.
В приказе 198 Н Министерства здравоохранения РФ расписаны критерии, которые являются основанием для госпитализации больного с признаками пневмонии: одышка, кислородная зависимость и высокая температура в течение длительного времени. Отдельное разъяснение дал через СМИ и региональный Минздрав. В частности, ведомство указало, что поводов для вызова скорой помощи является такое затруднение дыхания, при котором частота вдохов превышает 22-24 раза в минуту.
«Все участковые врачи сдали онлайн-экзамен по оказанию помощи людям с ковид-инфекцией, все знают, как лечить», – утверждает Большакова.
Ответы в прямом эфире
19 октября СМИ провели прямой эфир с главным инфекционистом Новосибирской области Ларисой Поздняковой, заместителем главврача поликлиники №1 Анастасией Шуркевич, приняла участие и Ирина Большакова.
Позднякова уверена, что ситуация с ковидом близка к критической, и население должно это осознать. Инфекционист отметила, что сегодня много людей относятся к ношению масок и перчаток легкомысленно, из-за этого в больницы попадают целыми семьями и рабочими коллективами. Медики отмечают, что в группе риска находятся люди с сахарным диабетом и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Также Позднякова отметила, что нигде в мире нет такой возможности – проводить тесты «всем желающим». В день в регионе их делается в среднем около 6 тысяч.
Ранее в СМИ появлялась информация о том, что в новосибирских ковидных госпиталях не осталось мест для пациентов. Позднякова сообщила, что «до конца недели» в Новосибирске дополнительно появятся 992 койки для инфицированных коронавирусом. При этом главный инфекционист не считает целесообразным развертывание на территории стадионов и в Экспоцентре госпиталей, так как у Минздрава попросту не хватает сотрудников, к тому же предложенные места не оборудованы медицинской техникой.
Комментируя вероятное привлечение к лечению ковидных больных частных клиник, Позднякова сказала, что этот вопрос не относится к компетенциям Минздрава, добавив, что заниматься этими больными — «достаточно тяжелый труд», поэтому, вполне возможно, они (клиники) и не проявляют инициативу.
После эфира сложилось впечатление, что вряд ли у новосибирцев не осталось вопросов. Система такова, что поскольку конкретное «решение» принимает врач (отправлять ли на тест, какой поставить диагноз на месте, госпитализировать ли заболевшего), то он в случае чего останется крайним.
Коллапс здравоохранения близок
К сожалению, одним из факторов распространения коронавируса в регионе является нежелание ощутимой доли новосибирцев носить маски. Аргументы разные: маски от вируса не защищают, от них один только вред, намордники – это для рабов, маски рекламируют, чтобы на них «навариться» и всё в таком духе. До сих пор многие считают, что коронавирус если не выдумка, то сильно преувеличенная проблема. Однако медики, работающие в «красной зоне», так явно не считают.
Пока люди не поймут, что нужно соблюдать предписываемые меры, коллапс медицины наступит в самом ближайшем будущем. Если ещё не наступил. А когда люди не могут по два дня дождаться скорую помощь или врача из поликлиники и вынуждены сами туда идти и сидеть в очередях – как это можно по-другому назвать?