Модель Кудрина-Шувалова: Доходы нам, убытки вам
Центр стратегических разработок под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина опубликовал свой амбициозный план роста экономики России
Из документа следует, что Россия может обеспечить темпы роста выше 4% ВВП за счет добавления в экономику 4,6 млн трудоспособных работников и дополнительных 40 трлн рублей инвестиций в основной капитал. В стране, по мнению господина Кудрина, люди работают мало и спустя рукава. Необходимо повысить совокупную факторную производительность, то есть эффективность труда, капитала, технологий, рынка.
Эксперты кудринского Центра также призвали к модернизации традиционных секторов экономики: аграрного, энергетических отраслей, связанных с нефтяной "иглой", на которой, по их мнению, сидит страна. Государство, считают в ЦСР, неверно оценивает развитие технологий, которым нужен и новый менеджмент, и институциональное закрепление оценки.
Очередные санкции Вашингтона - шанс на возрождение России
Виноваты в отсутствии роста экономики, по мнению кудринских специалистов, и крупные российские компании и корпорации, которые должны перейти на передовые производительные технологии, цифровые и платформенные решения, выпуск новых поколений продуктов. Господин Кудрин и его соратники считают, что представители перспективных отраслей экономики мало и плохо общаются друг с другом. Кроме того, необходимо создать новые институты развития и финансировать, в частности, средний бизнес в стране.
Всё та же мантра, которую мы слышим много лет. Хотя первые заявления Кудрина и других деятелей из правительства и Центрального Банка сразу после послания президента были несколько иными. Темпы роста 5-6-7% обещали. А теперь откуда-то надо взять 40 трлн рублей и 4,6 млн работников трудоспособного возраста.
Фото: www.globallookpress.com
Президент Центра системного прогнозирования Дмитрий Митяев согласен, что это "старая песня" Кудрина: надо всех вывести из "тени", заставить платить налоги. "Если речь идет о чисто статистических манипуляциях, считать всех этих самозанятых, это ни о чем не говорит, - уверен экономист. - В принципе, мое мнение – эта очень умная и фундированная цитата из этого доклада говорит просто о том, что ничему не научились и не хотят ничему учиться. В том смысле, что 20 лет назад мы с вами примерно такую же речь могли услышать. На самом деле, если мы посмотрим опыт, и западный, и восточный тех же европейских стран, и США, и Китая, везде очень жесткая политика доходов государства. Установлено, что меньше $3 в час вы не имеете права платить работникам. Если вы это делаете, значит, вас за это очень жестко штрафуют или сажают. У нас ничего этого нет".
Согласен, что у нас труд по-прежнему недооценен. И если тупо считать по "головам", у нас очень низкая производительность. Но, по мнению экспертов, если считать правильно, а именно, на Фонд заработной платы делить, то у нас сверхэксплуатация, наоборот, происходит.
"Именно потому, что труд дешевый, работодатель не заинтересован его экономить. Государство должно установить здесь нижнюю планку и не давать людей грабить. Ни на каком уровне - ни на микроуровне, ни на макроуровне", - добавляет Дмитрий Митяев.
Теперь то, что касается кредитной политики ЦБ. Ростовщичество процветает – микрофинансовые организации продолжают плодиться. Нигде в мире нет такого, чтобы с клиента брали 250-300 % годовых. Во всех странах установлено 10-15%. В развивающемся семимильными шагами Китае - 35% в год. Госпожа Набиуллина на все предложения запретить ростовщиков-мироедов, отвечает, что тогда они уйдут в "тень". По-моему, все наши либеральные деятели сами провоцируют ситуацию, при которой все будут богатые уходить в "тень". То же касается введения прогрессивной шкалы налогообложения. Не успели об этом заикнуться в Госдуме, как тут же поднялась настоящая истерика.
"Думаю, истерика – это хорошо. Это говорит о том, что в правильную точку бьет, - говорит Дмитрий Митяев. - Здесь же много вещей в эту точку сходится. Понятно, что владельцы крупнейших состояний находят способы вообще ничего не платить. Сейчас, правда, они за это заплатят один раз, но всё, что у них есть. К сожалению, не в нашу казну".
Сергей Глазьев: У наших денежных фетишистов в голове только экономическое равновесие
Факт, что основное сопротивление идет как раз от высокопоставленных чиновников финансово-экономического блока правительства. Когда министр получает 100 млн рублей официального дохода, причем, ежегодно, ему есть, что терять. Первый вице-премьер Шувалов считает, что и этого мало для тех, кто управляет экономикой и финансами в нашей стране.
"Шувалов – вообще отдельный случай. Прекрасно известно, и даже он не отрицал, что получал инсайд, когда шел процесс приватизации "Газпрома". Он заранее на кредитные деньги, которые ему дали определенные люди и которые потом его делегировали во власть, купил эти акции. Прошла либерализация – он продал. Получил хорошую прибыль и зафиксировал. Он ее в правильных юрисдикциях, в правильных имениях и замках хранит. И считает, что это все правильно", - возмущается Дмитрий Митяев.
Получается, есть мощная, структурированная группа влияния, которую, в том числе, представляет и Алексей Леонидович Кудрин. Это такая стяжка, которая не дает ситуации выйти из-под их контроля. Так же, как с Московской биржей, это вопрос политической воли. По мнению экспертов, если будет решение восстановить контроль – это можно сделать в течение получаса.
Фото: www.globallookpress.com
"Они в спокойной мирной обстановке еще как-то работают или делают вид, что всё работает. Мы встроились в мировую глобальную систему, мы через оффшоры гоняем деньги, им удобно совершать сделки, - заявляет Митяев. – Мы считаем, что сейчас все эти недоразумения пройдут, и мы останемся. Не останемся. Торговая война, которая начата, очень жесткая и глобальная. Прежде всего, против Китая. Против нас, к сожалению, еще более брутальные отмычки применяются. 1 трлн 300 млн нам мир должен, российскому государству, бизнесу. А мы должны миру 1 трлн с небольшим. То есть разница примерно в 300 млрд. Профит-то в нашу пользу, но это стимул для них его забрать, чтобы никто никому не был должен. Но это другой разговор, каким способом это обеспечить".
Московская биржа – очень важный инструмент, как говорится, поле боя для подобных махинаций. Который, как оказалось, Россия также не контролирует. МосБиржа - это такой же "фейковый бантик", как и рейтинги, работающие в интересах узкой группы "своих пацанов". Может ли официальная Москва восстановить финансовый суверенитет, особенно в условиях введения новых антироссийских санкций со стороны Запада?
Может, вы перегружены слишком, господин Дворкович?
"Конечно, можем, - уверен Дмитрий Митяев. - И наш опыт, и опыт Китая. Мы тихой сапой покупали золото не от хорошей жизни. 200 тонн в год Центральный Банк почти четыре года подряд покупает. Сейчас довел до второго места в мире официально уже 80 млрд долларов оценка денежная этой части".
В этой теме, я, пожалуй, соглашусь с политикой нынешнего руководства ЦБ, вложения в золото – наиболее эффективный способ хеджирования геополитических и финансово-экономических рисков. Правда, возникает один нетривиальный вопрос: где хранятся физические объемы золота? По данным "Царьград", часть золотого резерва размещена в ФРБ Нью-Йорка.