Начался торг за Россию: Вот почему Алиев дерзит Москве
С недавних пор информационное пространство сотрясает очередной внешнеполитический скандал, связанный с обострением отношений с Азербайджаном. Автор может позволить себе на эту тему рассуждать свободно, так как именно его Азербайджан одним из первых объявил врагом — задолго до того, как это стало мейнстримом. Просто потому, что автор, судя по всему, в отличие от уполномоченных структур, уже тогда трезво осознавал пагубность несбалансированной повестки в Закавказье. О чём и поговорим.
Здесь необходимо отметить несколько непопулярных тезисов вокруг коллизии с Азербайджаном:
Первое. Почему Алиев так себя ведёт с учётом многолетних заявлений о дружбе с Россией, при наличии образования в МГИМО и столь тесных неформальных элитарных взаимоотношений с российскими кругами?
Вопрос правильный. Ответ: именно потому, что он хорошо знает эти круги. Как мы видим, это знание не повышает Алиеву пиетета перед российскими структурами.
Представляется, что, помимо субъективных обстоятельств, связано это с отсутствием целостной российской внешней политической концепции, полноценной наступательной работы. О чём мы уже неоднократно упоминали, вспоминая известный афоризм Сенеки о том, что если корабль не знает, куда плыть, то ни один из ветров не будет попутным. Размеры и мощь корабля в таком случае принципиального значения не имеют. Такая работа в очередной раз заменена "договорняками и интересами".
Алиев чётко осознаёт свои интересы и прекрасно понимает, в каком направлении ведёт свой корабль. Фото: president.az
Алиев же, несмотря на всю свою одиозность, прекрасно понимает, в каком направлении ведёт свой корабль. Точно так же он чётко осознаёт свои интересы.
Второе. Большим вопросом остаётся, какие интересы осознаёт Россия в отношении Азербайджана. Как известно, интерес — это осознанная потребность.
Какие были российские интересы, когда Россия фактически заняла позицию неучастия при агрессии Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха? Речь, конечно, не о военном участии, а о формировании реальных институтов влияния в регионе, о широком наборе политических и экономических инструментов, которые не были применены.
Как, кстати, они не были применены и в отношении Армении, несмотря на реальные возможности для этого на предыдущих этапах. Эти шансы оказались бездарно упущены.
- Каковы были национальные интересы, когда Россия закрыла глаза на проблему талышей?
- Какие были интересы, когда Россия закрыла глаза на похищения людей азербайджанскими спецслужбами на территории нашей страны?
- В чём национальный интерес потворства экономическому и политическому усилению азербайджанской диаспоры?
Алиев вынес пожизненный приговор России: Суд над главой Карабаха ответил на все вопросы
Закулисные игры диаспор
Одним из наиболее эффективных инструментов работы всех спецслужб мира являются диаспоры — ярким примером тому служит Израиль. Но и азербайджанская диаспора со времён Советского Союза строилась по принципу инструмента влияния, о чём так откровенно говорил Алиев-старший.
В таком случае возникает вопрос: сознательное содействие развитию иностранной диаспоры как инструмента влияния со стороны чужого государства является ли формой государственной измены?
И если бы какому-нибудь российскому компетентному центру вдруг захотелось узнать, кто является представителями азербайджанского лоббизма, то достаточно постоять на углах всем известных площадей по обе стороны от "Детского мира" и пронаблюдать вереницы азербайджанских решал, которые беспрепятственно и бесстрашно направляются по разным подъездам.
Делают это они трудолюбиво, последовательно и эффективно.
Следующий простой вопрос: а кто из азербайджанских деятелей выступил в официальную поддержку России после обострения отношений с Азербайджаном? Ну, например целый член Совета при президенте России по межнациональным взаимоотношениям Садыгова Мехрибан Эльдар кызы, председатель федерального совета общественной организации "Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России"?
Обращаем внимание на словосочетание "азербайджанцев России" как на зону политической идентификации. При подобных конфликтах "азербайджанец России" — он патриот Азербайджана или России? Наверное, России, если его включают аж в Президентский совет.
Никто из азербайджанских деятелей не выступил в официальную поддержку России после обострения отношений с Азербайджаном. Скриншот с ТГ-канала "Азербайджанская община РФ"
Никого. Никто не выступил. В отличие, кстати, от так называемой "русской общины" в Азербайджане, активно поддержавшей... Алиева.
Одним из показательных примеров в этом смысле является скандальная история с визитом одного политолога на фактически антироссийское мероприятие в Азербайджан.
Любой политолог — это инструмент политического управления, объект политического пространства. И если этого политолога не пользует свой администратор, то его пользует кто-то другой. Это значит, что политолог тоже знает свою собственную политическую административную среду. И вновь именно это знание позволяет ему так себя вести.
Потому что в подобной логике возмущение общественности не имеет никакой ценности. Ведь в реальности общественное мнение сейчас не является полноценным субъектом управления. Наоборот, в таких случаях общественное возмущение служит способом повышения актива на платформе знания, что российская сторона хочет урегулировать азербайджанский конфликт, а Азербайджан — нет.
Стратегические рычаги влияния
Это приводит к тому, что такие политологи и им подобные "ходоки" понимают, что если они выстроят некое коммуникативное пространство, то таким образом резко повысят свои очки и свою цену. Именно этим они и торгуют. Если бы вслед за общественным возмущением следовали репрессии, то, конечно, так бы себя никто не вёл.
Но этого не происходит. И не происходит не по причине слабости правоохранительной и специальной системы. Нет, она как раз в России сейчас приобрела небывалую силу. А именно по причине того, что идёт торг.
Если бы Россия себя вела аналогично Азербайджану, то рычагов влияния на Азербайджан у России было бы достаточно. В этом смысле уже только вопрос с поставкой воды из реки Самур из Дагестана в Азербайджан сам по себе является стратегическим рычагом влияния.
Но дело в том, что российские элитарные группы, помимо местечковых подношений от азербайджанских структур, элементарно оказались в состоянии зависимости перед Азербайджаном. Просто потому, что через Азербайджан в том числе идёт так называемый параллельный импорт. Что полбеды, потому что самое главное то, что через Азербайджан идёт вывод средств по серым схемам.
И, ощутив возможность контроля над этим "параллельным импортом" и сопутствующими мутными схемами, Алиев (в данном случае "честно", в его понимании) бьётся за интересы своей страны. Потому что прекращение транзита газа через Украину резко ударило не только по личным карманам, но и по бюджетным доходам Азербайджана.
Вот если бы вы взяли Киев, то вопросов нет — я вёл бы себя более уважительно, говорит Алиев в своей логике России. Фото: MOD Russia/Globallookpress
И Алиев в своей логике говорит России: "Послушайте, Россия. Вот если бы вы взяли Киев, то вопросов нет, я вёл бы себя более уважительно. А так вы создаёте проблемы не только себе, но и, самое главное, мне. Потому что я не могу нормально экспортировать собственный газ через Украину — через ваши трубы, о чём мы раньше договаривались. И поэтому я буду разговаривать с теми, кто контролирует Киев. Если бы там были вы, то договаривался бы с вами. А так буду с теми, кто находится там фактически. Если для этого нужно устроить истерику, то будет вам истерика. Ну и в таком случае, будьте любезны, компенсируйте мои потери, заплатите мне. Где вы возьмёте деньги, меня особо не интересует. Вы же не спрашиваете меня, как я их компенсирую".
Этот подход, кстати вполне характерен для любых коммерческих или околокриминальных структур, специальным проявлением которых являются квазигосударственные образования типа Азербайджана.
И если читатель при таком раскладе поставит себя на место руководителя Азербайджана, то, давайте совсем уж будем откровенны, примерно так же вёл бы себя каждый из нас.
Это не оправдывает Алиева. Но это не оправдывает и тех, кто не смог выстроить нормальной, понятной, государственно-ориентированной политики на стратегических направлениях российских интересов — и в частности, в отношении Азербайджана.
Если эти же люди сейчас строчат документы и проникновенно рассуждают, что нужно просто заплатить, извиниться и перелистнуть страницу, в том числе рассчитывая на преференции от такого позорного сценария, то это прямая госизмена.
"Наш братский слон"
Возвращаясь к причинам нынешней ситуации: если бы не было столь неумелых, субъективных, прерывистых действий (и бездействий), связанных с продвижением российских интересов на Закавказье, что привело сначала к приходу в Армении к власти Пашиняна, потом к обострению отношений с Арменией, далее — к потере Нагорного Карабаха как краеугольного камня продвижения российских интересов и, как следствие, к переориентированию внешней политики Армении и Азербайджана на другие геополитические центры (просто потому, что оказался утерян якорь, который привязывал их к России всё это время), то вероятная картина взаимоотношений с Арменией и Азербайджаном была бы другой.
Но нашлись те, кто в моменте продвинул идею о том, что Азербайджан — "наш братский слон", что таким образом мы расшатаем обстановку в Армении и сменим там руководство. И при этом азербайджанский вопрос останется в незыблемом состоянии.
Можно лишь посочувствовать качеству подобной аналитики. И задать вопрос о реальных интересах тех, кто её продвигал.
Факт, который сводится к простым составляющим.
Первое. Попустительству азербайджанской диаспоре, в том числе её криминальной составляющей вопреки интересам России.
Второе. Навязыванию проазербайджанской повестки во внутриэлитарных взаимоотношениях.
Третье. Отсутствию целостной государственной политики в отношении Азербайджана и региона в целом.
Четвёртое. Появлению всевозможных мутных схем, которые негативно влияют на выстраивание этой повестки.
Пятое. Отсутствию полноценного центра, который смог бы в нынешних обстоятельствах отстаивать российские интересы.
При этом профильные чиновники деградировали до такой степени, что при справедливых претензиях начинают многозначительно задирать глаза вверх, при любых катаклизмах дежурно прикрываясь "начальством" вне зависимости от реальности команд "начальства" и забыв о том, что их прямая функция — исполнение своей роли в интересах России, в том числе предлагая "начальству" реальные рычаги и сценарии, а не перекладывая на него ответственность.
В сухом остатке
В итоге складывается тягостная картина.
Однажды продемонстрировав силу, ряд властных кабинетов стали этим тяготиться. Как следствие, при формальной браваде внешняя политика стала излишне закулисно-компромиссной, пассивной и безответственной, с ключевым поиском "зон договорённостей". О чём, в частности, оказался хорошо осведомлён Алиев, судя по всему, имеющий детальное информирование из кулуаров российской власти.
Модель стала напоминать главу семейства, у которого не ладится на работе, где он получает проблемы от сослуживцев и трудится в напряжении от сложных рабочих взаимоотношений. Зато придя домой, снимает это напряжение на домочадцах. Как сейчас случается в вопросах внутреннего "закручивания гаек".
В этом смысле складывается впечатление, что в реальности "душа за честь Родины" в большей степени болит у общественников и журналистов. А заинтересованные чиновники заняли позицию: в очередной раз "не поддаёмся на провокации", пусть горлопаны прокричатся, Алиев поистерит, потом всё успокоится — и договоримся. Может, ещё и подзаработаем.
Именно понимая это, так и ведут себя политологи и прочие общественники с пониженной социальной ответственностью, презентуя "каналы для договорённостей".
Алиев, судя по всему, имеет детальное информирование из кулуаров российской власти. Фото:Piero Tenagli/Globallookpress
И такое развитие действительно было бы возможным, если бы не стратегический антироссийский характер действий Алиева. Они не эмоциональны, имеют твёрдый расчёт. А значит, позиция "отсидеться в кустах" не соответствует статусу великой державы, унизительна и, самое главное, неэффективна. Так что придётся работать.