Настримили на $173 млрд: Netflix - главный фаворит нового рынка
Фаворитом сегодня можно стать достаточно быстро. Искривления рынка и настроений инвесторов могут быть таковы, что достаточно просто показывать сколько-нибудь приличную работу и оправдывать ожидания, и капитализация будет расти со скоростью света. Вот и Netflix стал уже классическим примером компании с девизом "10 млрд— не деньги, можно и потерять".
Рынок стриминга получил одну важную особенность. Можно вообще не показывать прибыль, и всё равно твоя капитализация будет расти. Взять тот же Spotify. 70 млн платящих клиентов. Ежемесячно. Немалые деньги. Порядка $600 млн (это разница в курсах, не везде цена подписки составляет $10 в месяц). И всё равно убытки.
Да, денег в той же музыкальной индустрии сегодня меньше, чем 18 лет назад. На том же рынке США почти в 2 раза. Было $15 млрд оборота, стало 9. Но из них 90% — это именно цифровые продажи. Можно было бы и заработать на таком объёме.
Платные подписки: Соцсети монетизируют контент за счет пользователей
При том, что на первые два места в мире сегодня приходится 100 млн платных подписчиков. Это Apple со втором местом. Но и у них крайне незначительная прибыль, фактически убытки. А Google уже дошла до того, что свой музыкальный сервис сделала составной частью видеостриминга, того же YouTube. И тут мы как раз подходим к важному моменту. Почему на видеостриминге у Netflix получилось заработать, а у музыкальных сервисов никак не выходит?
Разберем на примере лидера рынка стриминга музыки - Spotify. Общие потери за последние 3 года — $1,5 млрд. При этом они растут на 45% по платным подписчикам в год. Правда, каталог поменьше, чем у Apple, на 10 млн треков. У компании из Купертино сегодня 45 млн композиций в каталоге. С самого старта 2008 года компания убыточна. Казалось бы, мировой лидер, огромная база подписчиков. Нужно просто дать доступ к каталогу. Но нет. Основатели указывают, что вся проблема — это необходимый масштаб. Компании для выхода в ноль нужно 100 млн подписчиков.
Фото: www.globallookpress.com
Зачем столько? Жадность и олигополия. Дело в том, что музыкальные лейблы никак не смогли смириться с тем, что их доходы упали. И при появлении стриминга не вылезали из судов, что создавало дополнительную нагрузку на бизнес.
Но главная нагрузка — это то, что стриминг вынужден договариваться на условиях лейблов. Если у вас в видеостриминге закончился сериал, ничего страшного не происходит. Приходит новый. Но если вами недовольны 2 из 5 лейблов, вашему бизнесу конец. Вот и приходится потакать чужой жадности. Ведь каталог, по сути, у всех один и тот же. Но для Apple и Google музыкальный стриминг — это побочный бизнес. А для Spotify — основной.
Заезженная пластинка: YouTube опять пытается запустить музыкальный стриминг
Вот и Netfix, на контрасте, прибавил всего 7,5 млн новых подписчиков в первом квартале этого года, и сразу же компания раструбила по всему миру, что это самый прибыльный период в истории. А если учесть, что у Netfix даже инфраструктуры своей нет (всё на Amazon S3), то такой результат выглядит ещё более удивительным.
Netflix в цифрах: выручка выросла на 23,8% по отношению к первому кварталу 2017 года: с $1,63 млрд до $1,82 млрд. Доход вырос до $697 млн в 1 квартале 2018 года. А в апреле этого года Comcast добавил компанию в пакеты подписки (вторая сеть по величине платной подписки в США на ТВ и видео). Доход на одного подписчика вырос до $12,7.
Фото: Twin Design/shutterstock.com
Теперь надо всего-то во втором квартале этого года выполнить план по продажам, которые обычно делают для публичных компаний выполнимыми, чтобы не разочаровывать инвесторов. А ценник за подписку крутится вокруг тех же $10 в месяц. Правда, подписчиков уже больше, подобрались к 125 млн. Но подход к бизнесу разный. Netflix берёт сериалы себе в собственность. И разовым платежом. А музыкальные сервисы платят авторские отчисления. Вот и получается, что Нетфликс уже дошёл до съёмок своих сериалов, а музыкальный рынок по-прежнему барахтается в своей же луже, не создавая вне лейблов ничего нового.
Вошли в поток: Почему стриминг стал главным источником доходов для индустрии звукозаписи
Но и говорить при этом, что Нетфликс ждёт радостное будущее, тоже не стоит. У компании есть свои, достаточно серьёзные проблемы. Со старыми тарифами Netflix терпела убытки. Пришлось в прошлом году поднимать цены. И это не последний рост цен в перспективе.
Денежный убыток от операционной деятельности составил $236 млн. Такая разница между бухгалтерской и денежной прибылью получилась из-за принципов международного бухгалтерского учёта: компания платит за лицензии на сериалы и фильмы сразу, а в бухгалтерском отчёте расходы на лицензию разбиваются на срок показа сериала.
К концу года денежный убыток составит до $4 млрд из-за нового контента, маркетинга и исследований. Компания не получает реальную прибыль — только бумажную. Денежную прибыль Netflix не может получить с августа 2014 года. А в ближайшие годы придётся заплатить $16 млрд долгов.
Поэтому красивая капитализация - не гарантия от каких-либо проблем. Толку от пары сотен миллиардов, если не можешь заплатить по долгам в десять раз меньше оценки рынка.