Одиссея капитана Горбенко. Побег или операция спецслужб?
Капитан российского сейнера «Норд» Владимир Горбенко вернулся в Крым после рейдерского захвата судна пограничной службой Украины и десятимесячных злоключений на территории Незалежной
Вообще вся эта лихо закрученная история с задержанием российского судна и российских граждан, многомесячным удержанием капитана имеет все признаки детективно-приключенческого жанра с некоторыми элементами театра абсурда. С украинской, разумеется, стороны, как известно, давно уже существующей в виртуальных пределах своего собственного параллельного мира и не признающей каких-либо иных политических или юридических реалий, кроме собственных. Так, капитана задержанного сейнера пытались привлечь к ответственности по статье «Нарушение порядка въезда/выезда на оккупированную территорию Украины с целью нанесения вреда интересам страны» и «Незаконное занятие рыбным добывающим промыслом».
Россия своих не бросает: Захваченные украинскими пиратами моряки «Норда» вернулись домой
Каким же образом капитану удалось вернуться в российский Крым? К счастью, странствия российского моряка заняли 10 месяцев, а не 10 лет, как у небезызвестного героя гомеровского эпоса. Сам Одиссей-Горбенко в последнее время проживал в Мелитополе у родственников. Поскольку ещё 19 июня 2018 года Херсонский городской суд отказал в продлении обязательства для капитана Горбенко не посещать территорию Крыма. По версии, озвученной мореплавателем, после того как им было принято решение возвратиться домой, на полуостров, он добрался до границы и с пересадками попал уже в Крым, через пункт пропуска с по-малоросски звучным названием «Чаплынка», где при переходе границы им был гордо предъявлен российский паспорт.
Фото: www.globallookpress.com
По утверждению Горбенко, его передвижения по территории Украины не контролировались властями, тем более что ограничение по запрету выезда на территорию Крыма было с него снято. Хотя кулуарно ему предлагали пойти на сделку, признать предъявленные обвинения и получить взамен украинский паспорт вместо российского, спокойно вернувшись домой с условным сроком. Капитан отказался от этого «щедрого предложения», поскольку считал и продолжает считать себя невиновным. При этом он признал, что не испытывал по отношению к себе какого-либо давления или предвзятости. Также Владимир Горбенко сообщил о готовности принимать участие в слушаниях украинского суда по видеосвязи (похоже на издевательский привет украинским спецслужбам).
Быть ли войне за Азовское море: Мнения экспертов
Возвращение капитана, гражданина России, задержанного на судне, шедшем под российским флагом в нейтральных водах Азовского моря, и незаконно удерживаемого на Украине в течение более чем десяти месяцев, подтвердили сразу несколько человек, в том числе его мать Евгения Горбенко: «Главное, что жив и здоров. Теперь наши страдания и переживания позади». Также информацию о возвращении капитана подтвердил и судовладелец. Официальный представитель керченского Рыбколхоза имени Первого Мая Анна Шевелева специально подчеркнула, что возвращение Горбенко - «его личный успешный проект» и инициатива.
Уполномоченный по правам человека Республики Крым Людмила Лубина так прокомментировала возвращение капитана:
Рассчитывать на справедливый суд, понимание общественности и соблюдение законов правоохранительными органами на Украине не приходится. Человек воспользовался своим правом, он ничего не нарушил по законам Российской Федерации и по законам Украины.
Тем удивительнее оказалась информация, поступившая с обратной стороны Луны, т.е. с Украины. Оказывается, местная полиция всё ещё продолжает упорные и настойчивые (какие же ещё? Пилите, Шура, пилите!) поиски капитана российского судна «Норд». Правда, согласно сообщениям СМИ Украины, информация о возвращении беглого капитана в Крым «проверяется». И то слава богу! Напомним вкратце вполне себе сюрреалистическую историю исчезновения капитана. Тот пропал из поля зрения правоохранителей ещё 26 января. Не прошло и десяти дней, как полиция Украины объявила Владимира Горбенко в розыск, попутно на всякий случай (или по каким-то иным, пока не до конца выясненным причинам) заведя уголовное дело по зловещей статье «умышленное убийство». Что, кстати, подвигло адвокатов Горбенко заподозрить украинские спецслужбы в причастности к похищению их подзащитного. Такой вот закрутился политический триллер. С хеппи-эндом в концовке.
Как Украина приняла эстафету у сомалийских пиратов
Теперь попробуем разобраться, что же случилось на самом деле. Почему на самом деле? Потому что в предложенной всем нам официальной версии слишком уж много очевидных нестыковок. Особенно в показаниях самого капитана. Так, например, капитан, рисуя почти элегическую картину своего пребывания в плену, настаивает, что привольно жил у родственников в Мелитополе и не ощущал никакого контроля и наблюдения за собой. Украинская же полиция, открывая дело об исчезновении Горбенко, напротив, использует формулировку «пропал из поля зрения», что предполагает наличие этого самого всевидящего ока, то есть «поля зрения».
Фото: www.globallookpress.com
Затем украинский пленник рассказывает, как его принуждали разойтись по-хорошему и пойти на компромисс со следствием, а чуть ниже он уже говорит, что не подвергался никакому давлению, и это его утверждение очевидно противоречит сделанному ранее. Непонятно, где и как всё это время скрывался Горбенко. Даже при нынешнем плачевном состоянии украинских правоохранительных органов это сделать не так просто. Трудно заподозрить такие развитые конспиративные навыки у человека, в сущности, большую часть жизни занимавшегося рыбной ловлей. Похоже, у этой истории есть своя, невидимая снаружи изнанка. Наиболее вероятны три варианта развития событий.
Климкин мечтает открыть Азовское море для НАТО
Два первых, так или иначе, предполагают операцию спецслужб. Российских. Первый вариант классический, незатейливый и самый экономный, а, стало быть, и действенный. Он предполагает установку наблюдения за украинскими наблюдателями, отвлечение их внимания и похищение клиента с дальнейшим непродолжительным залеганием на дно и последующим вывозом объекта на территорию России. Второй вариант более рискованный, но достаточно эффективный в специфических и архетипических украинских условиях. Имеется в виду банальный подкуп сотрудников спецслужб, которым было поручено следить за ставшим заложником патовой ситуации российским капитаном.
Третий вариант – тайный (по договору спецслужб) обмен заключёнными – наименее правдоподобен, хотя именно он первым и приходит в голову любителям конспирологических теорий. Как показывает опыт последних лет, Россия, не являющаяся воюющей с Украиной стороной, принципиально не идёт на такого рода тайные соглашения, формально признающие военнопленный статус украинских задержанных, проходящих исключительно по уголовным статьям российского законодательства.