Папа Римский Франциск: Исламского терроризма не существует
Понтифик считает, что нет связи между религией и терроризмом, преступники тоже не имеют национальности
Популярная поговорка, что не все мусульмане террористы, но все террористы - мусульмане совершенно не разделяется Папой Римским Франциском, который постоянно поднимает эту тему в своих речах. В состоявшемся на днях выступлении понтифик заявил: "Христианского терроризма не существует, еврейского терроризма - не существует и мусульманского терроризма - не существует". Иными словами, изуверское "Исламское государство", захватившее часть территории Ирака и Сирии, как бы его не называли, к реально существующему ныне в мире исламу никакого отношения не имеет…
"Крещеные католики" тоже могут быть террористами…
Развивая эту тему, римский первосвященник сказал: "Фундаменталистски настроенные и склонные к насилию индивиды имеются среди всех народов и среди представителей всех религий - и в случае страдающих нетерпимостью обобщений они становятся сильнее, потому что подпитываются ненавистью и ксенофобией".
Франциск добавил, что нет также "народов, склонных к совершению преступлений, контрабанде наркотиков и насилию", намекая на критику президента США Дональда Трампа в отношении южных соседей, а терроризм является на самом деле следствием экономического неравенства и отсутствия "равных возможностей", а никак не религиозных убеждений. Именно в этих условиях, по его мнению, "различные формы агрессии и конфликта находят питательную среду" и, в конечном счете, такое общество ожидает взрыв.
О том же самом и в таком же ключе понтифик говорит постоянно. Так, в минувшем году, возвращаясь на самолете из Кракова в Рим, Франциск заявил сопровождавшим его журналистам, что ему не нравится, когда говорят об "исламском насилии".
"Я думаю, что в каждой религии всегда есть маленькая группа фундаменталистов", - заявил Папа, поставив, в частности, на одну доску с такого рода мусульманами "крещеных католиков". - Ведь убивать можно и языком, и кинжалом. Думаю, что несправедливо и неправильно отождествлять это с исламом".
"Нельзя говорить, что ислам - это терроризм", - подчеркнул для совсем непонятливых Франциск. По его словам, "терроризм растет, когда нет другого выхода, когда в центр мировой экономики ставится Божество денег..."
В общем, у нынешнего Папы Римского во всем виноват социально-экономический детерминизм, как будто террористы, преступники и фанатики - это обязательно бедные люди, и религия не играет при этом никакой мобилизационной роли.
Папа Римский Франциск посетил англиканскую церковь Всех Святых в Риме. Фото: Gregorio Borgia/AP/TASS
В "политкорректности" Франциска бывают исключения
Однако Франциск отнюдь не всегда бывает столь политкорректным. Так, он не постеснялся сказать однажды о Дональде Трампе и его планах в отношении строительства Стены на американо-мексиканской границе: "Тот, кто хочет возводить стены, не может считать себя добрым христианином".
Зато в других случаях нынешний Папа Римский сама "политкорректность" и "доброта", коль скоро он призывает не исключать из церковной жизни разведенных и сочетавшихся повторным браком, а также разрешил священникам отпускать грех аборта в случаях, когда женщины и врачи искренне раскаиваются в содеянном. Но и это еще не все: "Кто я такой, чтобы судить людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией"?
Хорош наместник Святого Петра! Содомитов не осуждаем, исламского терроризма нет, зато Дональд Трамп "не может считать себя добрым христианином". "Добрый", наверное, это тот, кто, как он сам, советует давать милостыню бездомным - на стакан вина - или моет мигрантам ноги. А не тот, кто строит Стены для защиты своей страны от преступников, потому что все остальные могут посещать ее вполне легально.
Терроризм никак не связан с религией?
Но так ли уж не существовало и не существует исламского экстремизма и терроризма? Особенно когда христианского, еврейского, сикхского и других в современном мире практически не осталось. Хотя они были. Когда-то из-за противоречий между католиками и протестантами лилась кровь в североирландском конфликте, еврейские боевики из "Хаганы" и "Иргуна" воевали не только с арабскими террористами, но и британцами, пока те не покинули Палестину. А не пришлось ли индийской армии штурмовать в 1984 году Золотой храм в Амритсаре, где укрепились сикхские фундаменталисты и сепаратисты?
Неужели у Папы Франциска плохая память? А тем более еще и слабое зрение. Он не видит, какие зверства творят запрещенные в России ИГИЛ, "Джебхат ан-Нусра" и прочие исламисты на Ближнем и Среднем Востоке, в других азиатских странах? Что они устраивают массовые казни, жуткие этнические чистки и геноцид целых народностей и представителей враждебных вероисповеданий, прибегают к громким терактам и в Европе - в Париже Брюсселе, Ницце, Берлине... Это не исключает, разумеется, терроризма, базирующего на идеологиях и национализме, ярчайшими представителями которых были "Тигры освобождения "Тамил илама" - тамильские националисты, христиане и индуисты по вероисповеданию.
Страх сказать правду?
А, может быть, дело как раз в том, что у Папы Франциска очень хорошая память. И он не забыл, как пострадал его предшественник Бенедикт XVI после прочтения перед академической аудиторией в университете Регенсбурга в Баварии в 2006 году лекции, посвященной исследованиям исторических и философских различий между исламом и христианством, и отношению между насилием и верой.
Папа Римский Бенедикт XVI выступил на Всемирной встрече семей в Милане. Фото: Suleiman/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС
Находящийся сейчас на положении затворника, отрекшийся в 2013 году от престола из-за интриг в своем окружении, Бенедикт XVI процитировал в той своей лекции частное мнение византийского императора XIV века Мануила II: "Покажите мне, что Мухаммед принес нового, и там вы найдете злое и бесчеловечное, такое как его приказ распространять мечом веру, которую он проповедовал".
И что после этого началось. По всему миру сотни тысяч мусульман, большинство из которых даже не представляли, что Папа на самом деле сказал, в каком контексте, да и вообще кто он такой, устроили демонстрации протеста с поджогами и погромами. Террористы "посвящали" Папе свои вылазки. Понтифика обвинили в подготовке новых крестовых походов, сравнивали с Муссолини и Гитлером, хотя последний был очень высокого мнения об исламе и сожалел, что он не является религией немцев. Исламисты угрожали нападением на Ватикан, нападали на церкви и их служителей…
Да что там экстремисты и террористы. Ватиканские нунции, согласно информированному источнику, получили тогда директиву от своего МИД… дезавуировать Папу Римского.
И почти незамеченным прозвучали слова сожаления Бенедикта XVI о случившемся: "Я глубоко сожалею о реакции, вызванной в некоторых странах, на мои отрывки из лекции в университете Регенсбурга, которые были сочтены оскорбительными для чувств мусульман. Это на самом деле были цитаты из средневекового текста, которые ни в коей мере не выражает мое личное мнение. Я надеюсь, это послужит для успокоения сердец и прояснения истинного значения моей речи, которая в своей совокупности была и есть приглашением к откровенному и искреннему диалогу с взаимным уважением".
Так что, похоже, Франциск на самом деле просто не верит в возможность такого "искреннего диалога с взаимным уважением", который подменяет "политкорректными" рассуждениями и пиар-акциями, прекрасно зная, в отношении кого можно откровенно высказываться, а в отношении чего - нет. В отношении Трампа - можно, а в отношении исламского или любого другого терроризма, апеллирующего к той или иной религии как к мобилизационному и доктринальному ресурсу, нет. Категорически нет. В этом большая разница между Бенедиктом XVI и Франциском, как между искренностью и неискренностью, правдой и полуправдой.