Почему на Алтае нет заражённых коронавирусом: Мифы и ответы
Меры властей, принцесса-мумия или недостаточное тестирование? Так или иначе, именно красивый край гор и озёр остаётся единственным субъектом РФ без больных COVID-19
Последний оплот
По данным на 16 апреля Республика Алтай остаётся единственным регионом в России, где до сих пор не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом. И, слава Богу, конечно. Почему же так происходит? В чём причина относительно благополучной эпидемиологической обстановки в этой части страны? Ведь даже Чукотка и Магаданская область не смогли оградиться от инфекции.
Во-первых, в Республике Алтай проживает чуть более 220 тысяч человек. Во всяком случае, по официальным данным. Здесь нет крупных городов, где люди толпились бы в метро или общественном транспорте. Значительная часть населения никуда не выезжала в последние месяцы. Безусловно, свою лепту внесли и ограничительные меры, принятые властями.
Меры властей и ответственный подход
Прибавьте к этому и большую сознательность граждан. Новостные ленты не пестрят заголовками о нарушении самоизоляции и массовых штрафах. Работу общепита власти приостановили (теперь только доставка), как и магазинов с непродовольственными товарами, за исключением аптек и торговых точек, продающих предметы первой необходимости.
Больше всего местные жители боялись наплыва туристов из соседних регионов. Действительно, в конце марта – начале апреля в соцсетях появлялись сообщения, что республику «заполонили» машины с кодом города «54» – Новосибирская область. Так вот туристическим базам с 28марта запретили приём новых постояльцев и бронирование мест отдыха до 1 июня 2020 года. Нарушившим – штрафы: гостям – до 40000 рублей, для организаций – до 500000 рублей.
Фото Serguei Fomine/Globallookpress
Все граждане, вернувшиеся из заграничных поездок, должны соблюдать карантин под тщательным присмотром. На данный момент под наблюдением находится около 180 человек – все здоровы и не нарушают режим самоизоляции. Обязательный карантин для граждан, вернувшихся из других регионов России введён с 5 апреля. Остановлено авиасообщение с Москвой, в планах также Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург. Междугородние автобусные рейсы сокращены в два раза.
Где подвох?
Тем не менее, распространены сразу несколько мифов, «объясняющих» официальную статистику.
- «Это отдалённая территория, куда трудно добраться». Ничего подобного – несколько часов езды на машине из Новосибирска, из Барнаула и того ближе. В Якутию или на Чукотку уж точно сложнее добраться. Каждый год Алтай посещают около двух миллионов туристов, включая иностранцев. Здесь нередки браки между гражданами России и других стран – Монголии, Китая, Казахстана и других. К слову, республика граничит сразу с тремя странами.
- «В Республике Алтай не делают тестов на коронавирус или делают их мало». В Республике Алтай охват лабораторным обследованием населения на коронавирус в 2 раза выше, чем в Алтайском крае, где число заражённых уже измеряется десятками. А в целом – на среднем уровне по стране. И в отличие от подавляющего большинства других регионов, тест может сделать каждый желающий (в частности, в Горно-Алтайске – в городской поликлинике). На 15 апреля обследовано чуть менее 2000 человек.
- «Больные COVID-19 есть, но их скрывают». Это стандартное обвинение властей в эпоху соцсетей теряет свою актуальность. Кстати, несколько поведённых в республике тестов действительно дали положительный результат, но перепроверка в новосибирском «Векторе» их не подтвердила. Также в местном отделении Роспотребнадзора отмечают, что проводится ежедневный и еженедельный мониторинг случаев ОРВИ и внебольничных пневмоний, и пока он не показывает роста данных заболеваний – именно под них может «маскироваться» новая коронавирусная инфекция.
Есть и необычные объяснения алтайского «антикоронавирусного феномена». Депутат госсобрания Республики Алтай Ержанат Бегенов объяснил его защитой древней мумии «принцессы Укока». Единоросс уверен, что регион находится под её покровительством – именно это, по его словам, обеспечивает защиту жителей республики от инфекции.
Речь идёт о Принцессе Укока – так жители республики Алтай называют мумию молодой женщины, которая была обнаружена во время раскопок на могильнике Ак-Алаха в 1993 году. Алтайцы верят, что Принцесса Укока охраняла врата из подземного мира, не допуская проникновения зла на землю.
В течение почти 20 лет после находки мумия хранилась в музее Института археологии в Новосибирске, что было причиной сильного недовольства алтайцев. Лишь в 2012 году экспонат был передан в Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайск.
Фото Serguei Fomine/Globallookpress
Лыжник сборной России Андрей Собакарев предположил, что люди могут не обращаться за помощью к медикам, потому что «боятся». В их случае, по мнению спортсмены и его супруги-медика, болезнь может протекать в лёгкой форме. Вместе с тем лыжник из села Элекмонар признал, что меры в регионе действительно принимаются серьёзные, а ситуация стабильная.
«Очень жёсткие меры в аэропорту. Когда мы прилетали с женой из Новосибирска, который не входил в список регионов с рекомендованным карантином, то проверка была серьёзная. У нас взяли номера телефонов, узнали, куда мы поедем, долго не выпускали из помещения, где выдают багаж. Там был Роспотребнадзор, полиция. В аэропорту было достаточно много людей, которые прилетели из Москвы и других мест, но у них уже были постановления от врачей», – рассказал Собакарев Sport24.
Так или иначе, остаётся пожелать Республике Алтай и её гостеприимным жителям оставаться такими же бдительными и не сдаваться в борьбе с COVID-19. Когда пандемия закончится, туристы хлынут на Алтай, одно из самых красивых мест в России.