Пронько: Рекордный рост зарплат у населения – Росстат поймали на манипуляциях?
Официальная статистика в своих отчётах постоянно рапортует о рекордном росте зарплат в России. Однако если проанализировать методологию Росстата, то становится понятно: отчёты не отображают всей полноты картины.
Официальные данные выборочно учитывают наиболее крупные предприятия и бюджетные учреждения, но "слепы" к тому, что происходит в малом бизнесе, а также у самозанятых. Между тем речь идёт о миллионах граждан, доходы которых значительно ниже цифр, озвучиваемых Росстатом.
По версии государственной статистики, средний доход российского гражданина составляет 52 тысячи рублей, в то время как по данным Института социологии РАН – только 31 тысячу рублей. Откуда такая разница? Ответ прост: Росстат в своей методологии отражает данные только средних и крупных предприятий России, что приводит к искажению реальной картины.
Главный экономист консалтинговой компании ПФ "Капитал" Евгений Надоршин в беседе с Царьградом отметил, что динамичный рост доходов отмечается у самых богатых и у самых бедных. А вот в группах между ними этого не происходит, напротив, наблюдается своего рода провал. Тем не менее доходы растут, и этот рост по-прежнему двузначный, невзирая на явное торможение:
Охлаждается рынок труда, замедляется экономика, причём с явной угрозой сползания в рецессию. Мы практически перешли к околонулевым темпам роста, и, что бы там ни говорило Минэкономразвития про календарность, наши февральские показатели определило совсем не это. Если говорить о перспективах доходов в текущем году, то, скорее всего, средний их рост сохранится. При этом есть основания для небольшого подъёма безработицы. Ситуацию на рынке труда это не очень изменит, но немного его остудит. Уменьшится рост заработных плат, в связи с тем, на мой взгляд, существенно замедлится темп роста доходов населения, которые всё ещё будут превышать инфляцию, – я очень рассчитываю, что с середины весны она начнёт замедляться.
В отличие от Росстата, Институт социологии РАН отображает в своих данных весь спектр работающих граждан – как малого бизнеса или самозанятых, так и неформально занятых. Речь идёт как минимум о 40% от всех гражданах, работающих в отечественной экономике.
В реальности цифры могут быть совершенно разные, считает доцент Финансового университета при Правительстве России Наталья Оганова. Всё, что не касается крупных центров – периферия, деревни и так далее, – это совсем другая история. Статистика зачастую не учитывает, на какие деньги живут там люди.
Сегодня у нас есть проблемы с развитием производства, бизнес фактически не инвестирует денежные средства. А это, в свою очередь, ведёт к тому, что не создаются рабочие места и перестаёт расти заработная плата. И все эти факты уже говорят о реальной стагнации. Учитывая нынешнюю геополитику и другие факторы, мы становимся заложниками тех мер, которые будут приняты нашим правительством,
– заключила Наталья Оганова.
Еще один важный нюанс – Росстат рассчитывает инфляцию по крупной торговле. Делается выборка по городам России, при этом в расчётах динамики цен не учитывается сектор "серой" торговли, тогда как именно на него приходится существенная доля ретейла.
Имеются и другие важные факторы, которые необходимо учитывать при оценке роста доходов населения. По словам Евгения Надоршина, есть немало сегментов, где работа весьма престижна и высокооплачиваема, но в них практически не повышали зарплаты и премии сотрудникам, то есть доходы здесь не росли.
Более того, сейчас даже где-то сокращают, оптимизируют кадры, планируя делать это и дальше. И речь идёт о жителям крупных городов, о "белых воротничках" и офисных сотрудниках – представители ранее престижных профессий тоже испытывают определённые трудности. При этом в промышленных районах некрупных городов до недавнего времени наблюдался заметный рост заработных плат. Зато самый заметный рост доходов отмечается среди миллионеров и миллиардеров. Но их тоже не затрагивает официальная статистика, хотя список российского "Форбс" весьма неплохо пополнился за последние пару лет. У компаний, особенно крупных, была хорошая прибыль,
– объяснил экономист.
Реальное положение дел позволяют оценить и другие показали, отметил в беседе с "Первым русским" экономист Алексей Лапушкин. Та же статистика Росстата в январе показывала промышленный рост в годовом выражении 2,2%, однако в феврале он уже был 0,2%. При этом у нас падает загрузка РЖД на 6%:
Конечно, это явные показатели охлаждения экономики. Ситуация на рынке труда тоже показывает соответствующие цифры. Согласно опросу, 40% компаний рассматривают возможность сокращения персонала. С начала 2025 года количество вакансий на сайте "Хед Хантер" сократилось на 15%. Кроме того, остановился рост зарплат в оборонной промышленности и в IT-секторе. Всё это говорит о том, что ситуация в экономике не улучшается. А с учётом внешних факторов, в том числе падения цен на нефть, приятного ожидать не приходится.
Эксперты отмечают, что стагнация российской экономики уже произошла. По итогам февраля 2025 года темпы роста ВВП России резко сократились – до 0,8% в годовом выражении против 3% в январе. "Замедление экономики – уже свершившийся факт", – заявили и в Российском союзе промышленников и предпринимателей. Там отметили, что мы "явно уже уходим в нулевой рост", что, в свою очередь, неминуемо скажется на доходах и покупательной способности домохозяйств.
Существенные риски возникают и в связи с глобальной торговой войной, которая уже разразилась между двумя ведущими экономиками мира – американской и китайской. Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина заявила о подготовке к возможному разворачиванию рискового сценария, который отражает нарастание эскалации и фрагментацию мировой экономики, предполагает сжатие российской экономики на фоне роста инфляции:
Ещё один фактор – тектонические изменения в мировой торговле. Они разворачиваются у нас на глазах, и пока очень сложно судить о том, куда они приведут мировую экономику и как они отразятся на России. Это новый значительный риск, который мы должны учитывать.
Очевидно, что российская экономика входит в период турбулентности и высокой волатильности. Отсидеться в стороне не получится. Тарифные войны и санкции играют против роста экономики. Против доходов населения играет и растущая инфляция. Очевидно, что проблемы нарастают.
Сможет ли правительство и ЦБ пройти между "молотом и наковальней"? Сомневаюсь, однако надежда есть. И начать надо с малого – прекратить манипулировать методологией расчётов по зарплатам и реально располагаемым доходам домохозяйств. Нам необходимо правдивое отображение ситуации, а не бравурные рапорты наверх. Правильный диагноз, на мой взгляд, – это начало выздоровления.
Напомним, программа "Сухой остаток" выходит каждый будний день в 19:00. Не пропустите!