Разорванная Польша: Удар по Западу готовит главный союзник
Настоящий вызов польской идентичности сейчас бросает не Восток, а дехристианизированный Запад.
Традиционно принято делить польские представления о собственной геополитической миссии на два направления: ягеллонскую идею и идею пястовскую. Каждая отсылает к двум эпохам в истории Польши и двум династиям: Пястам, основавшим польское государство и ведшим активную внешнюю политику на западном направлении (Германия, Чехия, Венгрия), и Ягеллонам, объединившим Польшу с Литвой, что перенесло акцент польской внешней политики на Восток.
Два направления польской геополитики
Ягеллонская геополитика предполагает видение Польши в качестве защитницы западного христианского мира от России; Польши как носительницы миссии по продвижению западной цивилизации на Восток. Это символическое обращение ко временам Речи Посполитой, геополитическому и идейному наследию Пилсудского (национал-консерватизм), сарматизму, шляхетству, концептам "Междуморья", "Прометеизма", ULB (Украина, Литва, Белоруссия) Гедройца-Мерошевского. Такова современная геополитика Польши.
В противоположность ей для пястовской идеи всегда был характерен акцент на противостоянии германскому Западу. Пястовская парадигма была характерна для Романа Дмовского и национал-демократов, противников Пилсудского "справа". К символике, отсылающей к древней пястовской эпохе, логично обращались националисты и национал-демократы (символ "меч Храброго"), крестьянские партии ("Польская крестьянская партия "Пяст").
Пясты стали, с одной стороны, символом аутентичности, "польскости" (поэтому и во времена Речи Посполитой "пястом" называли кандидата на королевский престол польского, а не иноземного происхождения). А с другой стороны – обращение к пястовскому наследию стало и символом связи с землёй, и крестьянским измерением, частично противопоставленным "шляхетскому", "ягеллонскому" измерению польского национализма, к которому крестьяне относились с подозрением.
Не случайно, как отмечал первый премьер-министр независимой Польши Витос Винценты, создатель партии "Пяст", крестьяне в 1918 году с беспокойством восприняли новость о воссоздании польского государства, опасаясь возвращения старых феодальных порядков[1]. Примечательно, что в конце Второй мировой войны Винценты стал одним из вице-председателей Крайовой Рады Народовой – просоветского правительства Польши, которое в 1944 году предприняло масштабную аграрную реформу, уничтожившую последние остатки "панщины"[2] на польских землях.
Польские коммунисты, среди которых, в отличие от многих их собратьев по Коминтерну, традиционно были сильны лево-националистические настроения, придя к власти, начали строить социализм не просто польским, а с "пястовским лицом". Символические отсылки именно к пястовской, а не ягеллонской эпохе предполагали обращение к народу и крестьянству, этническую укоренённость (вместо многоэтничного федерализма Речи Посполитой), но также и антизападную внешнюю политику в блоке с СССР, обосновывая также смещение границ Польши на Запад как возвращение "наследия Пястов".
По словам польского историка Адама Замойского, режим "представлял себя в качестве социалистической версии средневекового королевства Пястов"[3]. Символическое обращение к наследию "Пястов" шло на всех уровнях: от подчёркивания в официальных документах, что польский герб является "орлом Пястов", и до пропагандистских плакатов, где древние славянские короли с удовлетворением взирали на приращение территорий на Западе. Создание Организации Варшавского договора, нацеленной на противодействие Западу, где Польша была второй после СССР военной силой, может рассматриваться как кульминация "пястовской" геополитики Польши в XX веке.
В современном официальном историческом дискурсе Польши, как правило, обходится стороной как лево-националистический характер ПНР в первые годы существования и после возвращения в 1956 году к власти Владислава Гомулки, так и массовая поддержка крестьянской реформы, осуществлённой всё теми же коммунистами.
Репрессии и участие в них советских органов госбезопасности, массовое недовольство советским военным покровительством, отчуждённый характер марксистской идеологии – всё это способствует демонизации наследия и опыта ПНР в современной Польше, и во многом это и стало причиной упадка ПНР как своеобразного "национал-большевистского" проекта.
При этом как геополитические, так и социальные и историософские аспекты воссоздания "пястовского королевства" в социалистической оболочке убедительно свидетельствуют, что эта форма во многом была противоположна коммунистической ортодоксии и стала выражением внутрипольских социальных и политических тенденций, прежде всего оппозиционных "ягеллонской" Польше Пилсудского. Этим может объясняться сотрудничество с коммунистами Витоса Винценты или Болеслава Пясецкого – лидера консервативно-революционного национального движения "Фаланга", ставшего в новой Польше главой католической ассоциации PAX[4]. К другим лидерам национал-демократического лагеря, которые поддержали ряд преобразований в новой Польше, можно отнести писателя Владислава Грабского (сына премьер-министра Польши) и соратника Романа Дмовского историка Станислава Козицкого.
Национал-демократия по-польски
Интересным и трагичным примером является судьба ещё одного видного деятеля национал-демократии Адама Добошинского. Категорический противник большевизма и марксизма, он, однако, вернулся в 1947 году в Польшу. Не приняв коммунистический режим, он искал связи с вооружённым подпольем, пытаясь доказать ему, что капиталистический Запад не придёт на помощь польским националистам. При этом Добошинский, при всём отвержении коммунистической идеологии, положительно оценивал сдвиг границ в западном направлении и национализацию предприятий и утверждал, что экономические преобразования и особенно земельная реформа коммунистов "представляют собой шаг к христианскому строю, а не к марксизму"[5].
Фото: Artur Widak/ZUMAPRESS.com/globallookpress
Добошинский в своей неоконченной книге "На полпути" отмечал, что "ни победа низменного капитализма США, ни тоталитарный марксизм Советов" в развернувшейся холодной войне не приведут человечество к исцелению. Напротив, по его мнению, быстрое развитие техники и падение религиозных и моральных ценностей предвещают "апокалиптический сценарий", из которого уже после череды войн и катастроф выйдет новое человечество.
Для Польши он считал спасительной опору на католицизм, выступая за интеллектуальное (неотомизм) и духовное обновление веры и строительство в будущем новой политической, социальной и экономической системы, опирающейся на христианские ценности и широкое низовое самоуправление. При этом Добошинский завещал не отбрасывать всё наследие времён социализма, сохранив то, что соотносится с христианским антикапиталистическим духом, и пытаться изменить социалистическую систему изнутри.
В 1949 году Адам Добошинский был казнён в Варшаве. После падения социализма его завещание не было исполнено. Польша встала на путь рыночных преобразований и "шоковой терапии" в неолиберальном духе.
Позиция и жизненный путь Адама Добошинского и ряда других польских национал-демократов в послевоенные годы сходны с теми, что за два десятилетия до него прошли русские евразийцы и национал-большевики. Они также резко противостояли идеологии марксизма, однако считали, что многие антибуржуазные преобразования в Советской России могут послужить делу национального возрождения. Как и Добошинский, многие евразийцы и идеолог национал-большевизма Николай Устрялов посещали СССР и делали ставку на внутренние изменения в системе или подрыв её группами патриотов изнутри. Как и Устрялов, Добошинский за своё возвращение на родину поплатился жизнью.
Поможет ли Польше "Гештальт Пяста"
С одной стороны, репрессии или маргинализация сторонников "национал-большевизации" реального социализма могут служить аргументами в пользу несостоятельности их проектов, неспособности марксисткой системы к корневому перерождению в неонародническом духе. С другой, само их наличие, равно как и "народнические", неортодоксальные черты в реальном социализме, не позволяют считать это явление случайным или не важным.
В польском случае, где в символических отсылках националистов к народной составляющей официоза ПНР и крестьянских сил к фигуре "Пяста" органично сочетаются континенталистская геополитика, антибуржуазность, автохтонность, аутентичность, обращение к крестьянскому горизонту и славянскому народному измерению польской идентичности, можно говорить не просто о символе, но и о "гештальте Пяста".
"Гештальт" в данном случае понимается в наиболее общем значении этого германоязычного термина как целостная структура, не выводимая из образующих его компонентов, но скорее предшествующая им, стоящая за ним. Гештальт – не искусственным образом сконструированное единство, но найденная целостность, выражающая себя в контексте различных идеологий, просвечивающая через действия, заявления и мышление отдельных людей.
"Гештальт Пяста" – крепко стоящего на своей земле солярного славянского короля-пахаря, основателя первой исторической династии польских королей – это то измерение польской идентичности, обращение к которому только и может развить иное осмысление геополитической роли и будущего Польши, нежели то, что предлагается ей сейчас.
Это крайне важно для России в текущих исторических обстоятельствах, когда именно Польша превратилась в один из важнейших бастионов атлантизма и русофобии, когда именно через Польшу идёт в значительной степени снабжение противостоящего России киевского режима. Тем не менее и русским, и полякам в конце концов нужно будет находить общий язык и как-то сосуществовать в евразийском пространстве. Нынешняя псевдоконсервативная идеология правящей партии Польши "Право и Справедливость" не предполагает такого сосуществования вовсе, ведёт Варшаву если не к геополитическому самоубийству, то к жестокому кризису. Альтернативу можно найти, если выйти за рамки историософских клише постоянной вражды и обратиться к идеям, фигурам и символам, связанным с "гештальтом Пяста".
Обращение к "гештальту Пяста" как к смысловому единству, в котором раскрываются геополитика, идеология, историософия – это революционный жест, так как требует отказа от рассмотрения современной польской геополитики и стоящей за ней национал-романтической традиции в качестве норматива или само собой разумеющегося императива. Но также это жест подчёркнуто консервативный, так как означает обращение к наиболее древним и глубинным аспектам польской славянской идентичности.
Общее славянское и христианское единство, традиции народной славянской демократии и самоуправления, обращение к крестьянскому горизонту являются важными направлениями исследования и в рамках геософского и ноологического анализа[6]. Они также могут быть соотнесены именно с пястовским гештальтом.
Развитие и осмысление пястовского гештальта могло бы также стать важной составляющей как польско-российского диалога, так и исследований в духе Четвёртой политической теории[7]. С российской стороны эта тема требует крайней деликатности, понимания польского контекста, эмпатии и уважения к собеседнику, а также отказа от советских и постсоветских идеологических клише.
Вместо того чтобы выполнять функции послушного инструмента евроатлантического Запада в его борьбе с Россией и искать реванша за обиды и поражения прошлого, продвигая в конечном счёте на Восток ценности, несовместимые ни с христианско-католическим, ни с народным дохристианским измерением польской идентичности, Варшава могла бы стать оплотом традиции. Настоящий вызов польскости сейчас бросает не Восток, а дехристианизированный Запад. Но для этого требуется и переосмысление сарматистской и шляхетской составляющей польской национальной идеи, что является прерогативой самих поляков.
Более подробно о геополитике отношений России и Польши можно прочитать в книге А. Л. Бовдунова "Великая Восточная Европа: Геополитика. Геософия. Третий Традиционализм".
________________________________________________________________________
[1] So how did the peasants become Poles?. URL:https://whereispoland.com/en/who-was-polish/7
[2] Миколай Глиньский. Колониализм по-польски, или Длинная тень панщины URL: https://culture.pl/ru/article/kolonializm-po-polski-ili-dlinnaya-ten-panshchiny
[3] Kozdra, J. R. (2017). "What sort of communists are you?" The struggle between nationalism and ideology in Poland between 1944 and 1956. https://ro.ecu.edu.au/theses/1955
[4] Engelgard. J. Bolesław Piasecki 1939-1956. Wydawnictwo Myśl Polska, Warszawa 2015
[5] Doboszyński А. W pół drogi cz. III. URL: https://dzienniknarodowy.pl/adam-doboszynski-pol-drogi-cz-iii/
[6] Дугин А.Г. Ноомахия: войны ума. Восточная Европа. Славянский Логос: балканская Навь и сарматский стиль. – М.: Академический проект, 2018.
[7] Дугин А.Г. Четвёртая политическая теория. М.:2009, Дугин А.Г. Четвертый Путь. Введение в Четвертую Политическую Теорию. М.: 2014.