Трамп летит на Восток за триумфом. Си и Путин приготовили для США неприятный сюрприз
Дональд Трамп начинает азиатское турне – и эта поездка имеет все шансы стать исторической. Вот только не в том смысле, в каком рассчитывает президент США. Американский президент ожидает триумфа, что он всех заставит подчиниться, а с Си Цзиньпином сумеет договориться. В том числе и по "русской проблеме". Однако поездка Трампа в Азию может окончательно сделать реальностью создание Путиным и Си многополярного мира.
Заход на Нобелевскую премию – 2026?
Нобелевскую премию мира Дональд Трамп не получил. Но его "миротворческий" запал это не остудило.
Во всяком случае, первым пунктом азиатского турне Трампа значится участие в подписании мирного договора между Таиландом и Камбоджей. Летом у стран случился пограничный военный конфликт, который закончился после того, как хозяин Белого дома пригрозил обеим перекрыть торговлю с США.

Скриншот: интернет-сайт bloomberg.com (автоперевод)
Так что путешествие по Азии Трамп начнёт в качестве "миротворца", позируя перед камерами и снисходительно похлопывая по плечу азиатских политиков в ходе торжественных мероприятий при большом стечении прессы.
Самое главное, чтобы никто не оспаривал роль США – не случайно в ходе пресс-конференции в Вашингтоне перед отправлением в турне Трамп резко отреагировал на предположение, что в мирных переговорах Таиланда и Камбоджи важную роль сыграла китайская дипломатия:
Они не были в этом задействованы. Нет, не были. Малайзия, кстати, сыграла в этом заметную роль.
Приоритет – сделка с товарищем Си
За такой чуткой реакцией на любое упоминание Китая скрывается главный нерв сегодняшней американской внешней политики. Встреча с председателем КНР Си Цзиньпином имеет для неё решающее значение.
В ходе пресс-конференции Трамп в своей специфической манере определил цели своего визита на Восток.
Трамп откровенен: он хочет заключить сделку с Си Цзиньпином, основываясь на своей излюбленной тактике переговоров – сначала выставить максимальные требования, а затем корректировать их, ориентируясь на готовность/не готовность оппонента к компромиссам.

Скриншот: интернет-сайт reuters.com (автоперевод)
По словам Трампа, он хочет достичь с председателем Си договорённостей как по экономическим, так и по политическим вопросам.
К первым относятся вопросы о возобновлении импорта выращиваемой американскими фермерами в Китай сои и об уступках во взаимной торговле в обмен на отмену объявленных Белым домом тарифов в 157% для китайских товаров.
Геополитический фактор будущей встречи лидеров США и Китая неразрывно связан с Россией. Американский президент не скрывает, что считает поддержку Пекина одной из главных причин неуступчивости Москвы по украинскому вопросу, – и намерен это изменить:
Я бы очень хотел, чтобы Китай помог нам с Россией.
Разрулить и заключить сделки
Остальные "азиатские дела" волнуют Трампа явно меньше.
Так, по поводу своих главных союзников в Юго-Восточной Азии, Японии и Южной Корее президент ограничился общими заявлениями. Мол, буду рад познакомиться с новым премьер-министром Японии, много слышал о ней хорошего, Токио наш стратегический союзник, будем укреплять сотрудничество.
В отношении Пхеньяна Трамп рассуждал лишь о том, каковы перспективы незапланированной встречи с Ким Чен Ыном: мол, лидер КНДР непременно захочет встретиться с Трампом.

Дональд Трамп. ФОТО: CNP/AdMedia/Global Look Press
Итак, в глазах Трампа азиатский вояж выглядит так: "разруливать", позировать в качестве миротворца и "заключать сделки". По замыслу, это должен быть триумф, который укрепит и его международный престиж, и авторитет внутри страны.
Он посредник между Таиландом и Камбоджей, ему должны "присягнуть" союзники по Юго-Восточной Азии, а Си Трамп рассчитывает "продавить" с помощью тарифного шантажа. Ну, и немного личного обаяния…
Однако с высокой долей вероятности в Азии Трампа ждёт неприятный сюрприз от Си Цзиньпина и Путина.
"Русские и львы Кима наступают – Трамп, помоги!"
Даже с союзными Токио и Сеулом не всё так просто.
Трамп до сих пор придерживался тактики "эти союзники никуда от нас не денутся – можно попробовать на них заработать".
Японцы выторговали относительно приличные тарифы в 15% – однако в обмен дали обязательство инвестировать 550 млрд долларов в экономику США. Теперь новое японское правительство пытается заменить это соглашение демонстрацией готовности и дальше быть "стационарным авианосцем" Америки у берегов Китая. Для этого Токио намерен довести военные расходы до 2% ВВП на два года быстрее.
Хватит ли этого Трампу – большой вопрос.

У Южной Кореи проблемы: военный щит ей обеспечивают Штаты – но этот щит становится Сеулу не по карману. Скриншот: интернет-сайт nytimes.com
У Южной Кореи проблемы с сюзереном схожие, но ещё более острые: для её ключевой автомобильной отрасли американские тарифы составляют 25%, несмотря на обещание Сеула вложить 350 млрд долларов в США.
Новый южнокорейский премьер-министр Ли Чжэ Мён проговорился, что, как и раньше, главный источник денег для Сеула это ФРС США. И если американцы не дадут Южной Корее денег, чтобы та вложила их в экономику Штатов, то взять их и неоткуда. А пока Сеул с удвоенным рвением нагнетает военную истерию: "Китай усиливается, КНДР с помощью России наращивает военную мощь – вот-вот нападут, спасайте, мистер Трамп…"
Победитель получает всё
За противостоянием внимательно следят остальные страны региона: былая военная сила США отходит на второй план по сравнению с возможностями для экономического развития, которые может предоставить только Китай. Следят – и ждут, чтобы предусмотрительно присоединиться к победителю.

Скриншот: интернет-сайт nytimes.com (автоперевод)
И даже у самых прожжённых либералов в США прогнозы не радостные.
Газета The New York Times, отмечает: у нынешнего Белого дома нет серьёзных козырей в партии против Пекина.
Трамп идёт на введение против Китая тарифов, которые фактически убивают мировую торговлю. Расчёт понятен: китайское руководство должно испугаться потери главного экономического партнёра, на рынок которого и работает в основном индустрия Поднебесной.
Отношения Китая и США крутятся вокруг... сои?
Однако расчёт команды Трампа похож на блеф, который Китай раскусил.
Во-первых, Пекин теперь не боится предпринимать ответные жёсткие действия. И это новая реальность для американцев.
Во-вторых, последствия высоких тарифов на китайские товары скажутся и на американской экономике. Значительная часть продукции, активно потребляемой гражданами США, от смартфонов до подгузников, производится именно в Китае. Альтернативных поставщиков нет – и значит, цены взлетят в первую очередь для американских покупателей.

Если Трамп думал, что Китай не умеет играть в санкции и тарифы, то он ошибался… Скриншот: интернет-сайт nytimes.com (автоперевод)
В-третьих, зависимость Китая от США снижается, а вот у Штатов ситуация обратная. Редкоземельные металлы жизненно важны для производства высокотехнологичных изделий. И если Пекин, фактически монополист в этой сфере, окончательно перекроет поставки "редкозёмов" для Америки, на горизонте замаячит коллапс.
А вот Китай зависимость от США сокращает – и это заметно на примере "соевой проблемы".
Китай является крупнейшим импортёром в мире – закупает больше, чем все остальные страны вместе взятые. Причина не только в многочисленности населения, использующего соевый соус в пищу, но и в особенностях выращивания животных на мясо: свиней и кур выкармливают в основном соей.

Скриншот: интернет-сайт washingtonpost.com (автоперевод)
Долгое время главными поставщиками сои в Китай были американские фермеры: и земли хватает, и сельхозпроизводство автоматизировано. Но в связи с "политическим похолоданием" китайцы стали и собственные посевные площади увеличивать, и потребление сои снижать.
А главное – нашли других поставщиков сои в Южной Америке. В первую очередь союзника по БРИКС Бразилию, которая в 2025-м году полностью заменяет отменённые поставки из США. Для американских аграриев это настолько сильный удар, что Трамп лично поедет решать "соевый вопрос".
"Ваше время вышло": На Валдае Путин достал лом – и объяснил разницу между Юпитером, быками и баранами
Что с того?
Ситуация с поставками сои раскрывает нынешний геополитический расклад сил.
Запад привык строить отношения "со всеми остальными" сначала военной угрозой, а если не получится, экономическим давлением.
Но сперва Россия нанесла по этой схеме важнейший первый удар: начала СВО, не испугавшись ни объединённой военной мощи НАТО, ни бесчисленных санкций. Русский пример показал: если страны "незападного мира" действуют сообща, противопоставить им Запад может только истерики и проклятия.
И вот уже Пекин берёт на вооружение опыт Москвы. Шантажируете нас поставками сои, господа американцы? Оставьте её себе – мы купим в Бразилии…
Процесс создания полицентричного мира, начатый противостоянием России и коллективного Запада, набирает обороты. Как отметил Владимир Путин в речи на Валдайском форуме – 2025:
Многополярность – это реальность, которая с нами надолго. Россия остаётся силой, без которой невозможно достичь гармонии и баланса. В многополярном мире гармония и баланс возможны только благодаря совместной плодотворной работе.