Три войны – одна жизнь: История новосибирца, прошедшего Афган и Чечню
В 32-й раз в России отметили день вывода советских войск из Афганистана. И в Новосибирске ежегодно 15 февраля сотни воинов-интернационалистов, прошедших афганское пекло, вспоминают свою былую службу. Эта дата стала символом возвращения домой с войны.
«Царьград Новосибирск» публикует историю десантника, романтика и нашего коллеги, журналиста Андрея Манторова, который побывал на войне в Афганистане.
Солдат трех войн
Смотришь на фотографию Андрея Манторова, где он в камуфляжной форме с несколькими рядами наград, а одной из первых висит медаль «За отвагу», не верится, что вот он перед тобой настоящий ий солдат, прошедший целых три войны: Афганистан и две Чечни. В свои 55 лет высокий, с улыбающимися серыми глазами, с поседевшей волнистой шевелюрой, всегда готовый сорваться навстречу новым приключениям. Живой и невредимый!
Внезапно вспомнилось, что точно такая же медаль была и у моего прадеда, участника Великой Отечественной войны. Спрашивать страшно, но вопрос сам рвется наружу: «За отвагу» за что получил?».
Он опустился на диван, задумался на несколько минут и принялся рассказывать. Профессиональные навыки журналиста и писательский опыт позволяют ему создать яркое, без надрыва, повествование, погружая слушателя в свою историю.
– Призывался я из Новосиба, к этому времени в моем жизненном багаже уже был опыт прыжков с парашютом, плюс высоких рост и любовь почти ко всем видам спорта, так что попал в десант. А после учебки нас отправили в 1984 году прямиком в Афган. К этому времени главным врагом наших войск был известный полевой командир – Ахмад-шах Массуд. Он успел довольно ощутимо нам насолить и поэтому командование решило повести масштабную операцию по разгрому его банды. Операция была общевойсковой и к ней привлекли все виды войск: разведку, авиацию артиллерию, пехоту и, конечно же, «летучую гвардию» – десант. Нашу боевую группу высадили с вертолетов посреди гор. «Духи» как будто знали о нашем визите и сразу после высадки накрыли нас интенсивным пулеметным огнем с ближайших вершин. Мы как попало бросились к ближайшим укрытиям – каменным валунам. Ситуация складывалась аховая – мы местности не знаем, о противнике не имеем ни малейшего представления, да к тому же с трех сторон обстреливают из пулеметов. Я уже успел пройти курсы снайперов и со своей винтовкой Драгунова почти не расставался. Наш капитан умудрился под огнем «духов» собрать возле себя снайперов и каждому поставил индивидуальную задачу.
«Зайдешь к душманам с фланга и вон тот расчет отправь на хрен к Всевышнему!» – это мне ротный такое напутствие дал.
– Я гляжу в направлении его руки и отмечаю бьющий по нам пулемет очень похожий на наш ДШК (советский станковый крупнокалиберный пулемёт под патрон 12,7×108 мм – прим.ред.). В ответ на задачу командира бодро кивнул головой и максимально прижимаясь к земле пополз выбирать себе удобную огневую позицию. Наверное, мне повезло, пока полз не зацепило и смог найти вполне приемлемое место с хорошим круговым обзором. Главное было не подставить под солнце свой прицел – на моей памяти «духи» несколько раз снимали наших бойцов в считанные мгновения, ориентируясь на блики оптики.
На несколько минут Андрей замолчал, отхлебнул чаю из своего фирменного стакана и не спеша продолжил рассказ.
– Не то чтобы позиция мне досталась супер удобная, выбирал я себе место под обстрелом и особо по сторонам не приглядываясь – душманов от меня скрывали рассыпанные камни разного размера. Но все же огневую дуэль с ними можно было начинать. Сначала я одного выстрелами в сторону «подвинул» и снял пулей в голову, потом второго пулеметчика к Аллаху отправил. Они, конечно же, то же в долгу не оставались, только я, как говорил один из героев советского сериала «Место встречи изменить нельзя»: «Половчее оказался». А к тому времени, как я со своими визави разделался, и остальные наши ребята их огневые точки подавили. После чего мы смогли по-человечески перегруппироваться и выступить в поход к назначенной цели.
Именно за выполнение этого боевого задания Андрей и получил свою первую награду – медаль «За отвагу». После боя он товарищами поднялся на гору к огневой позиции моджахедов. Выяснилось, что там у них целый подземный городок в скалах оборудован – пещеры и траншеи с подземными переходами. Такую каменную многометровую «броню» даже бомбами было не взять, с этим можно было справиться только в условиях прямого боестолкновения и непосредственного огневого контакта.
Кстати, в Афганистане Андрей получил и свое первое в жизни ранение – осколки от мины задели ему руки и ноги. После лечения его признали негодным к службе в десанте, но он, не желая оставлять боевых товарищей, проявив военную хитрость, бежал из госпиталя и воевал до конца в составе родного 350-го полка Воздушно-десантных войск.
«На само деле было еще страшнее»
Та страшная война закончилась в 1989 году. Девять лет советские мальчишки уходили из дома и не знали вернутся ли обратно. Только по официальным данным, в горах Афганистана, пали 15 00 советских солдат. На самом же деле еще десятки пропали без вести или остались в плену. А еще более 50 000 были контужены, ранены или остались инвалидами.
Афганская война даже спустя 32 года остается кровоточащей раной в душах многих ныне живущих людей. Каждый год 15 февраля все те, кого коснулась эта война, кто помнит ее собираются, чтобы почтить память павших. И делятся своими воспоминаниями с нами.
Андрею повезло. Ему была уготовлена другая судьба. Он выжил в той страшной войне. Вернулся к мирной жизни: учился, дружил, любил, женился, стал отцом.
Но впереди его ждала война на Северном Кавказе – Первая и Вторая Чеченская кампании. Мирному человеку трудно понять, что на самом деле было в те годы, через какую боль прошли опять наши солдаты.
Лишь на мой робкий вопрос: «А в фильме «Чистилище» показали правду?», - получила простой ответ: «На само деле было еще страшнее, - и с улыбкой уже добавил. – Мы были как раз там недалеко от места съемки, на соседней улице» (фильм Александра Невзорова «Чистилище» – военная драма, основанная на событиях штурма Грозного зимой 1994-1995 года – прим.ред.).
О своей службе в Афганистане, а потом и на Северном Кавказе, Андрей, впоследствии, поведал в сборнике рассказов «Солдаты уходящей империи». Читается эта книга написанная, под псевдонимом Андрей Жгутов, без всяких преувеличений, на одном дыхании – война там подана очень живо и без героических прикрас.
Вот лишь небольшой отрывок из нее: «Сидя, на броне БТРа с полным боекомплектом, я чувствовал себя сущим терминатором из американского боевика. Автомат на изготовку, к нему дополнительно 4 полных магазина, 12 гранат, приятно тяжелят пояс, штык-нож, каска - сфера весом порядка 4 килограммов – вот и все что нужно, чтобы числиться бэтмэном и супергероем в одном лице… На шее болтается жетон, прозванный с чьей-то легкой руки «смертником», по которому опознают трупы солдат. Именно он, малюсенький кусочек алюминия, возвращает к реальной действительности. И даже не верится, что шесть цифр, выбитых на плоской пластине, заключают в себе всю твою прожитую жизнь».
Памяти воинов-интернационалистов посвящается. Помним и скорбим!