Утро Империи. Непрерывная история открытий
18 августа 1845 года в Санкт-Петербурге открылось «Русское географическое общество» (РГО). Основанная почти два века назад организация свою работу не прерывала ни разу – ни в годы многочисленных войн, ни во время революционной смуты, ни во время Великой Отечественной войны. Лекторий Общества работал даже в годы блокады Ленинграда, а ученые читали лекции солдатам на передовой.
Сегодня, как и во времена Российской империи, попечителем общества является глава России: в XIX веке РГО находилось под покровительством русских императоров, сегодня его попечительский совет возглавляет Владимир Владимирович Путин.
По задумке создателей, Общество должно было стать частью Министерства внутренних дел Российской империи, отвечающей за сбор и систематизацию географо-статистических данных о стране. Но рамки подразделения одного лишь министерства оказались для нового ведомства слишком тесны: оно вышло за них сразу же, при своем рождении. Непосредственное участие в определении статуса Русского Географического общества принял великий князь Николай Павлович Романов, император всероссийский Николай I. По воле императора, организация была выведена из подчинения МВД и получила статус не географо-статистического, а географического общества.
Первоначально новая структура финансировалось только государством, получая на свою деятельность из казны 10 тыс. рублей в год. Но довольно быстро к его финансированию подключились меценаты и видные отечественные деятели. Вместе с увеличением объемов финансирования расширялись и сферы деятельности географов.
Чтобы оценить весь потенциал нового научного института, достаточно перечислить имена тех, кто принял решение о его основании. Итак, среди отцов-основателей РГО – адмиралы Ф.П. Литке, И.Ф. Крузенштерн, Ф.П. Врангель, П.И. Рикорд; члены Санкт-Петербургской Академии наук – естествоиспытатель К.М. Бэр, астроном В.Я. Струве, геолог Г.П. Гельмерсен, статистик П.И. Кеппен; видные военные деятели – генерал-фельдмаршал Ф.Ф. Берг, генерал-майор М.П. Вронченко и генерал от инфантерии М.Н. Муравьев-Виленский.
Активное участие в создании Общества со стороны русской аристократии быстро принесло свои плоды. Деятельность, развернутая в рамках РГО, была бурной: изучались европейская часть России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Индия, Новая Гвинея, Средняя и Центральная Азия, Кавказ. Пржевальский, Семенов-Тян-Шанский, Обручев, Миклухо-Маклай – это лишь самые заметные фамилии русских ученых, оставивших яркий след в истории РГО.
Спустя шесть лет с момента основания у Общества было уже два филиала – в Тифлисе и в Иркутске. Затем филиалы были открыты в Оренбурге, Вильне, Киеве, Омске, Хабаровске и Ташкенте. При РГО постоянно действовали: отделение физической географии, отделение математической географии, отделение статистики, отделение этнографии. Кроме того, в нем базировались политико-экономический комитет и комиссия по изучению Арктики.
Основываясь на результатах арктических экспедиций, организованных и снаряженных силами РГО, великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев готовит несколько масштабных проектов освоения и исследования Арктики. Именно РГО становится зачинателем практики размещения автономных полярных станций, первые из которых были расположены в устье реки Лены и на Новой Земле.
После землетрясения в Алма-Ате в 1887 году в РГО создается еще одна комиссия – сейсмологическая.
В разные годы почетными членами Общества становились представители королевских фамилий других стран. Так, членами статусного русского сообщества были бельгийский король Леопольд I, турецкий султан Абдул Гамид II, британский принц Альберт. Не чурались участия в работе РГО и представители духовенства. Членом РГО был митрополит московский Филарет и нижегородский епископ Иаков.
Яркий след в советской истории развития Общества оставил великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский. По его инициативе при РГО создается комиссия по изучению естественных производительных сил, которая впоследствии сыграла значимую роль в индустриализации империи и становлении страны как сверхдержавы нового поколения. Глубокое понимание Владимиром Ивановичем Вернадским самой сути России, ее предназначения, повлияло на становление страны. Вернадский как яркий представитель философии русского космизма смог материализовать свои мысли в реальность для всей страны.
Библиотека Общества, которая начала формироваться с момента его основания, считается одной из богатейших в своей сфере. Огромную историческую и научную ценность представляют также архив общества и его музей.
Практически каждый день открывает для посетителей свои двери лекторий РГО. Если вы окажетесь в Петербурге, станьте спиной к Исаакиевскому собору и посмотрите на Мариинский дворец: по левую руку от дворца, в небольшом переулке Гривцова скрывается здание РГО (дом 10), первый его этаж отделан монументальным тяжелым гранитом. Зайдите в здание – и вы окажетесь среди русских первооткрывателей, увидите их личные вещи, гигантские книжные стеллажи и огромные карты. Это позволит вам оценить масштаб всей той научно-исследовательской работы, которая уже более полутора веков ведется в этих стенах. В РГО сохраняется дух Империи, воля великой страны, стремящейся к развитию, к познанию самой себя и окружающего мира.
Ученые Русского Географического общества проникают в глубины Байкала и Северного Ледовитого океана, исследуют вулканы Камчатки и Командорские острова, хребты Урала, Алтая и Кавказа, монгольские степи и великую тундру Якутии, древние греческие города в Крыму и курганы скифов.
Здесь сосредоточено научно обоснованное восхищение Россией, задокументирован и сшит в тысячи книг восторг от России, материализована любовь к России, математически доказана бесконечность России и ее бессмертие. Славься же Россия, в том числе и трудами великих ученых от Российского Географического Общества, до скончания века.