"Я верю не в мистику, а в Бога" - 10 цитат Глеба Панфилова
"Я верю не в мистику, а в Бога" - один из жизненных и творческих принципов выдающегося русского режиссёра Глеба Панфилова.
26 августа 2023 года на 90-м году жизни не стало выдающегося режиссёра и сценариста, народного артиста России Глеба Панфилова.
Имя Глеба Анатольевича практически всегда произносится в связке с именем его супруги, великой актрисы Инны Чуриковой. И это неслучайно - Инна Михайловна была одновременно музой и соавтором фильмов своего мужа, начиная с его первой полнометражной картины "В огне брода нет" (1967) и заканчивая последней лентой "Иван Денисович" (2021). Чурикова снималась в 11 из 12 фильмов Панфилова, а в создании 12-го фильма, "Романовы. Венценосная семья" (2000), принимала участие как сценаристка и озвучивала роль английской актрисы Линды Беллингем.
Скриншот: "Романовы. Венценосная семья" (2000, режиссёр Глеб Панфилов)
Творческая связка Панфилова и Чуриковой - это пример именно гармоничного союза режиссёра и актрисы, а вовсе не иллюстрация анекдотической ситуации о муже-постановщике и жене-артистке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после смерти Инны Михайловны (скончалась в январе 2023 года) Глеб Анатольевич не смог долго пробыть на земле без своей второй половины.
Глеб Панфилов и Инна Чурикова / Фото: Mikola Gnisyuk/Globallookpress
10 цитат Глеба Панфилова
О главном детском потрясении
Мое главное потрясение детства случилось в тот момент, когда я впервые увидел, как мой отец проявлял собственную фотографию. Это был негатив на стеклянной пластине формата девять на двенадцать. Я помню красный свет и, по-моему, суповую тарелку, в которой был проявитель. И тут вдруг появляется изображение отца. Сначала лёгкий контур, потом начинается проработка: костюм, лицо, глаза. И я вижу портрет отца. И в то же время он стоит рядом. Вот такие пустяки способны сыграть немалую роль в жизни человека.
О кино и рыбалке
В кино, как на рыбалке. Без усидчивости и без терпения ничего не бывает.
О преимуществах первенцев
В той жизни, где у меня были друзья - папа, мама, бабушки, дедушки, братья, тёти, дяди, - мне очень нравилось. Меня все любили, потому что я был первенец. А первенцам всегда везёт - на них расходуется море любви.
О волшебстве театра
Я хорошо помню первые впечатления от театра. Мне было лет шесть, и бабушка Наташа повела меня в Театр юного зрителя на спектакль "Доктор Калюжный". Это была история про какого-то старика-учёного, который изобрёл что-то вроде гиперболоида. Но меня не это поразило. Меня поразило небо на сцене. Оно было настоящим. День сменялся закатом, потом закат перешёл в ночь, и на небе появился месяц. Когда после спектакля мы вышли на улицу, светило солнце. "Как же так, - сказал я, - ведь в театре уже ночь, я это видел". "На то он и театр", - ответила бабушка. Вот это ощущение и питает меня до сих пор.
О России и русском народе
Россия - это большой народ, живущий на очень большом пространстве. Большой народ нуждается в сильной власти, как и большие пространства. Иначе просто распадаются связи. Это всё, огромное, надо как-то удерживать. Удерживать необязательно в смысле тащить и не пущать. Осваивать! Недра, угодья должны множиться, страна - цивилизованно развиваться, жизнь - богатеть, только тогда эта громада удерживается в контурах одной страны.
О мытье посуды
Я мою посуду с удовольствием. И не потому, что я, как химик, со студенческих лет привык: сделал работу - и идёшь мыть посуду. Иннина мама, профессор МГУ, раньше говорила ей: "Дочка, стоишь у плиты - работай над ролью". Так и со мной. Мне нравится находиться в иллюзии.
О кино и фотографии
Процесс кино похож на проявку фотографий. Поначалу к тебе просто приходит человек в куртке или плаще. В шапке или без, бритый или небритый. Девочка в макияже или, наоборот, без него. Все они - это лишь скрытое изображение, контур, первое впечатление. Но вот оно постепенно проявляется, и ты находишь образ, который тебе нужен.
Об Императоре Николае II
Я глубоко убеждён, что покаяния за расстрел Царской Семьи среди русских пока не произошло. Пётр I порубал бы им всем головы, утопил бы в крови и остался бы на троне. А это [Император Николай II] - интеллигент, приличный человек. Он на такое не способен. И пожертвовал собой, семьёй... Это тот случай, когда нравственные истины входят в противоречие с требованиями реальной жизни, жестокой и беспощадной! Ну как быть в ситуации Николая II? Отрекаться или рубать головы? Речь идёт о политике, а она часто входит в противоречие с нравственными, с христианскими категориями.
О плохом настроении
Плохое настроение - это нормально. Надо просто держать хвост трубой и ушки топориком, как говаривал слесарь Гера Иноземцев в цехе химочистки на Свердловском пенициллиновом заводе, где я работал. А иного не дано.
О вере и случае
Я верю не в мистику, а в Бога. Не верю в случай, и то, что мы сейчас по недомыслию называем случаем, через неделю, месяц, год становится ясно, что имеет свои веские причины. Называть это случаем приучает нас непонимание того, что происходит с нами сию минуту. А на самом деле это шанс.