"Три копейки превращаем в несколько тысяч": Доктор из клиники Мясникова раскрыл, почему аптеки завалены "фуфломицином"
Потомственный врач Алексей Хухрев, работающий в клинике доктора Мясникова, раскрыл, почему все аптеки давно завалены так называемыми "фуфломицинами" (то есть лекарствами, которые не доказали своего лечебного эффекта и в лучшем случае являются банальными "пустышками"). По словам кандидата медицинских наук, ответ весьма прост – дело в выгоде, поскольку такие "чудо-средства" делают обычно из самых простых ингредиентов: "Три копейки превращаем в несколько тысяч".
Информация о том, что разного рода противовирусные и иммуностимулирующие средства, даже самые разрекламированные, являются бесполезными, появилась не вчера. Однако до сих пор именно такие средства занимают далеко не одну полку в аптеке, да и стоят прилично. Неужели за такие деньги люди берут неработающее лекарство?..
По словам доктора Хухрева, в большей степени информация о бесполезности, к сожалению, правдива. "Если взять все то, что продается в наших аптеках, по моим личным наблюдениям, процентов 60-70 это вот чистый фуфломицин", - предупреждает врач.
Он объясняет: такие средства даже не проходят серьезных клинических испытаний. "Фуфломицины" выдает их описание, которое указывается во вкладыше под разделом "Механизм действия". Там непременно будут приведены какие-то общие слова.
"Улучшает защитные свойства организма, поднимает иммунитет и так далее. Если я вижу вот такое лекарство, я сразу понимаю, что это не что иное, как маркетинговая загогулина. Люди зарабатывают деньги. Потому что у серьезного препарата должно быть четко прописано ожидаемое действие. В такой дозе такого-то процента пациентов от него будет такой вот эффект, от него будут такие побочные, возможно, эффекты, в таком проценте случаев. Это всё серьезная математика", - объясняет врач.
По словам Хухрева, нормальные препараты, прежде чем выйти на рынок, проходят серьезные исследования на миллиарды рублей. Процесс от изобретения формулы до непосредственно проведения клинических испытаний – очень дорогой, и длится он от нескольких лет до десятилетия.
Производители же "пустышек" пользуются во многом несовершенством нашего медицинского законодательства, по мнению Хухрева. "В той же Америке, например, совершенно четко прописана процедура выхода лекарства на рынок, от момента изобретения до момента первых клинических испытаний, постклинических испытаний, и десятилетнего интервала после выхода препарата на рынок, когда все побочные эффекты суммируются и оцениваются. И бывает так, что там через 20 лет после выхода препарата на рынок, когда уже накапливается большая масса данных о том, как этот препарат действует долговременно, его изымают с рынка", - говорит он.
В России же подобных механизмов на законодательном уровне нет. "Поэтому на наш рынок может выйти совершенно неожиданный препарат, с очень общими словами о его полезных свойствах и с отсутствием серьезных клинических испытаний", - считает Хухрев.
Он предупреждает: для аденовирусов, риновирусов и всех других вирусов, вызывающих простудные заболевания, нет в мире ни одного препарата, который хоть как-то мог бы сузить интервал продолжительности болезни, то есть ускорить выздоровление. "Все они направлены, прежде всего, на изничтожение насморка, на облегчение кашля, то есть на снижение температуры. И все эти вот "замуты", то есть бесчисленное количество торговых названий – они, по сути, содержат очень простые вещи: фенил-эприн, парацетамол, фенизин и так далее.
То есть то, что продается и так за три копейки, но в новой упаковке цена может колебаться от 100 рублей до нескольких тысяч, за одно и то же", - объясняет врач.