30 лет назад советская власть прекратила своё существование в Новосибирске – как это было
Осенью 1991 года Борис Ельцин назначил мэра Новосибирска и губернатора региона. При этом не было ни соответствующего закона, ни опыта
В ноябре 1991 года уже была распущена КПСС, но все советские властные структуры ещё работали. Полки магазинов были пусты, забастовки следовали одна за другой, а в Москве готовились к "гайдаровскому" росту цен. Президенту Борису Ельцину нужны были свои люди в регионах, и 11 ноября председатель горсовета депутатов Новосибирска Иван Индинок получил телеграмму из столицы. Ему предписывалось представить кандидатуру на должность главы администрации города, согласованную с депутатами города, области и нардепами РСФСР.
Ситуация тогда в городе была непростая: перебои с бензином, отсутствие должного запаса угля на ТЭЦ, крупные заводы практически остановлены. Автор этих строк в сентябре вместе с одногруппниками по институту трудился в пригородном совхозе на уборке картофеля, и студентам разрешили взять по мешку картошки. Это было невероятное счастье, потому что даже картошка на прилавках магазинов стала дефицитом. И вот на этом фоне депутатам предстояло принять непростое решение, чтобы, с одной стороны, не поссориться с Москвой, а с другой, сохранить управляемость городом и областью.
Иван Индинок
Президиум горсовета решил выдвинуть кандидатуру самого Индинка, но ещё предстояло получить одобрение всего городского совета. На экстренной сессии, вспоминают очевидцы, разгорелись нешуточные дебаты. Первый демократически избранный состав горсовета насчитывал 150 человек и был очень разношёрстным. Депутаты могли часами спорить до хрипоты по малозначительным поводам, а уж обсуждение такого вопроса грозило растянуться до бесконечности.
Демократическое крыло возмутилось, что телеграмма была подписана не самим Борисом Ельциным, а главой горсовета Рязани Валерием Рюминым, который в то время возглавлял Союз российских городов. Информация о том, что Рюмин прислал её по личному устному указанию Ельцина, не успокоила левых. Они сначала потребовали отчёт о работе Совета за последние полтора года, а после и вовсе покинули зал заседаний. Кворума не стало, сессия была сорвана.
Несколько дней собирали новое заседание. В итоге против кандидатуры Индинка, которую поддержали опытные аппаратчики, демократы выставили своего кандидата, Геннадия Бессонова. Он выступил с яркой речью, в которой обличил руководство Совета в нарушении закона. Не менее запоминающимся оказалось и выступление Ивана Индинка. Он цитировал римское право, ссылаясь на то, что если нарушение закона оправдано, надо отступать от его буквы, напомнил о том, что на улице уже мороз, а в городе перебои с подачей тепла, а в конце неожиданно снял свою кандидатуру. Дальше и вовсе начался бардак – Геннадий Бессонов тоже заявил о самоотводе.
Один за другим депутаты призывали своих кандидатов одуматься. В итоге всё-таки удалось организовать голосование. Бессонова поддержали 30 народных избранников, 65 высказались против, еще 6 воздержались. За Индинка отдали голоса 76 человек, 22 проголосовали против, воздержались семеро. Таки образом, кандидатура Ивана Ивановича была рекомендована Контрольному управлению президента на должность мэра Новосибирска.
Виталий Муха
Аналогичная ситуация складывалась и в областном Совете депутатов. На должность главы областной администрации претендовало шесть человек: глава облсовета Виталий Муха, народный депутат РСФСР Алексей Мананников, представитель президента в регионе Манохин, ректор НИСИ Яненко, главный инженер завода "Электросигнал" Эйсвальд и областной депутат Загарин. После долгих и бурных дискуссий четверо сняли свои кандидатуры и на голосование выдвинули Виталия Муху и демократа Алексея Мананникова. Подавляющее большинство депутатов отдало голоса за хорошо знакомого им Муху.
Вряд ли Ельцин был доволен таким выбором. Бывший первый секретарь новосибирского обкома КПСС Виталий Муха был жёстким оппозиционером новым властям, в августе 1991 во время попытки ГКЧП взять власть открыто призывал руководствоваться положениями Конституции СССР и не слушать призывы президента РСФСР Бориса Ельцина к всеобщей забастовке. Но, похоже, что тогда у Бориса Николаевича выбора не было.
В конце ноября 1991 президент Борис Ельцин пописал указ о назначении Виталия Мухи главой областной администрации, в декабре аналогичным указом Иван Индинок был назначен руководителем администрации города. Так в Новосибирске закончилась властная монополия Советов депутатов, иными словами, власть перестала быть советской.
Кресло главы региона Муха занимал менее двух лет. В октябре 1993, во время разгона Верховного Совета, он публично поддержал защитников Белого дома и выступил с критикой Ельцина. За что был смещён с должности президентским указом, а его место занял Иван Индинок.
В 1995 году Индинок и Муха сошлись на губернаторских выборах. Тогда действующий губернатор одержал победу в первом туре, набрав 22,81% голосов, Муха занял второе место. Но в ходе второго тура ситуация поменялась, Индинку пришлось покинуть кабинет главы региона, а Новосибирскую область вновь возглавил Виталий Петрович. После поражения на выборах Иван Индинок сосредоточился на общественной деятельности, а Муха занимал губернаторскую должность до начала 2000 года, когда проиграл выборы мэру Новосибирска Виктору Толоконскому. После этого Муха в большую политику уже не вернулся.