А судьи кто? Почему США не имеют права учить Россию свободе слова
В США прочно закрепился стереотип, что в России свободы слова нет. И касается это утверждение не только митингов и протестов, но и деятельности СМИ в интернете и вообще интернет-компаний. Поучая нас демократическим свободам, Вашингтон одновременно объявляет войну свободе слова у себя дома. Как это происходит?
События последних нескольких лет окончательно убеждают мировое медийное сообщество в наличии в США двойных стандартов. Корень проблемы находится даже не в том, что сначала СМИ публикуют разгромные материалы, а затем президент Дональд Трамп объявляет их «фейк-ньюз». Суть состоит вообще во взаимоотношениях властей США с крупными компаниями, являющимися поставщиками той самой свободы слова и мнений, которую высокодемократичное американское общество объявило одним из своих фундаментальных приоритетов.
Можно долго говорить о вражде Трампа и СМИ, публикующих не самые лицеприятные статьи о нём и его администрации. Однако параллельно в США идёт другой процесс — война регуляторов на всех уровнях с соцсетями и поисковиками, интернет-сервисами и даже торговыми площадками. Дело в том, что в какой-то момент развитие телекоммуникационных технологий стало настолько благотворным для этих фирм, что они прочно закрепились не то что в пространстве интернета, а вообще в умах американцев.
Зачем Facebook запускает новую криптовалюту Libra?
Рядовой гражданин США не видит своей жизни без Facebook, Twitter, Instagram, Amazon и Google. Он видит в них эффективные инструменты для работы и вообще собственной жизни. Но на самом деле это не только полезные сервисы, облегчающие жизнь в цифровом обществе или площадки для плюрализма, продвижения идей людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией и других «высоких ценностей» демократии по западному образцу. Все эти примеры — крупные компании, которые, пользуясь потребностями общества, подмяли под себя львиную долю коммерческих и финансовых аспектов.
И теперь, несмотря на то что именно Facebook или Twitter являются инструментами свободного распространения информации (за исключением того, что реально запрещено законами), власти США намерены покончить с их гегемонией. Регуляторы накладывают на компании штрафы, заваливают их судебными исками и уже объявили им новую войну.
Фото: Vasin Lee / Shutterstock.com
По этой причине все нападки из-за океана на свободу слова в России, где в интернете можно высказывать абсолютно любые мнения, кроме призывов к экстремизму, насилию, пропаганды ЛГБТ-ценностей и проявления религиозной или расовой нетерпимости, выглядят просто несостоятельно.
Война с Facebook
Про все аспекты работы и трудности Facebook Марка Цукерберга можно написать уже не одну книгу. Когда США вступили в эру «трампизма», именно Facebook проявила себя как «государство в государстве»: соцсеть управляла общественным мнением и политическими процессами, зарабатывала деньги на гражданах и компаниях-партнёрах, обзавелась своими департаментами по контролю за конфиденциальностью и т. д. Но параллельно с этим начались большие проблемы.
Чего только стоят масштабные утечки, которые, как всем известно, затронули едва ли не сотню миллионов пользователей и сыграли на руку избирательной кампании Дональда Трампа. Facebook при этом ранее купила мессенджер WhatsApp и другие активы на рынке телекома (причём какие!), а в 2019 году задумала эмитировать собственную криптовалюту Libra. Забегая вперёд, скажем, что Конгресс США и различные американские регуляторы уже заявили, что криптовалюте этой не жить, так как Америке не нужна внутренняя — да и внешняя — конкуренция с долларом.
Удержится ли Марк Цукерберг во главе Facebook?
Цукербергу не только пришлось оправдываться перед Конгрессом за утечки Cambridge Analytica и пообещать срочно «починить» Facebook, но и выплатить в июле этого года беспрецедентный штраф в 5 млрд долларов (Трамп, например, никак не мог выбить из Конгресса 8 млрд долларов на стену на границе с Мексикой). Главный антимонопольный орган США — Федеральная торговая комиссия (ФТК) — усмотрел в действиях Цукерберга признаки «безграничного контроля» в области приватности. Этот факт был доказан, и компания выплатила этот просто астрономический штраф. Слишком много свобод имеет Facebook, посчитали власти США.
Наконец, удар по свободе слова в США был нанесён ещё и тогда, когда спецслужбы решили поставить WhatsApp на прослушку с помощью «собеседников-призраков», которые незримо присутствовали бы в любом диалоге или чате. Эти намерения тогда, в мае 2019 года, натолкнулись на резкую критику как со стороны компаний, так и со стороны общества.
Конгресс говорит «нет»: У Facebook большие проблемы с криптовалютой Libra
Виновны — все!
Однако этим дело, конечно, не кончилось. 26 сентября стало известно, что действия Facebook будет расследовать не кто-либо, а сам генеральный прокурор Уильям Барр вместе с Минюстом США. Как сообщило агентство Bloomberg, Facebook теперь столкнётся сразу с тремя расследованиями со стороны федеральных властей. Первое всё ещё проводит ФТК, второе — Минюст, а третье — генпрокурор и судебный комитет палаты представителей.
Более того, власти настолько ополчились на все интернет-компании, что уже поделили, «кто кого расследовать будет». Вот что пишет по этому поводу Bloomberg:
ФТК начала расследование в отношении Facebook после заключения в мае соглашения с Министерством юстиции о разделении дел против четырёх крупнейших технологических компаний. В соответствии с этой сделкой, ФТК получила юрисдикцию над Facebook и Amazon, а антимонопольное подразделение Министерства юстиции занялось Alphabet, Google и Apple.
Генеральный прокурор США Уильям Барр. Фото: Michael Brochstein / Globallookpress
Самое смешное, что инициатива Барра и Минюста уже поставила на уши ФТК и стала причиной серьёзной ссоры регулятора с министерством. Глава ФТК Джо Саймонс ранее написал жёсткое письмо в Минюст, в котором обвинил ведомство в «нарушении территории», так как компанией Цукерберга уже давно и плотно занимается именно регулятор.
Сенаторы профильных комитетов Конгресса уже заявили, что «похоже, каждый сам может проводить своё собственное расследование». Bloomberg полагает, что дело может кончиться очень плохо: каждый орган найдёт нарушения и наложит свой собственный штраф.
Кризис мирового IT: Почему люди проигрывают машинам
Между бизнесом и свободой слова
Казалось бы, при чём тут свобода слова? А дело в том, что такого жёсткого регуляционного расследования интернет не видел ещё никогда. Facebook — компания не без греха, более того, её руководство беспринципно хочет зарабатывать на людях и рекламе как можно больше. Видя такое положение дел, власти возмущены, что не участвуют в этом. Они не без основания критикуют Facebook и Google за нарушения антимонопольных правил, ведь благодаря монополии эти компании и обогащаются.
Крайними же здесь оказываются люди со своей свободой слова. Facebook уже сейчас серьёзно фильтрует политические высказывания своих пользователей, старается как можно быстрее блокировать сообщества, в которых собираются сторонники Трампа или каких-либо левых политических сил. Facebook также опасается, что его снова сделают крайним в вопросе вмешательства в выборы, если его алгоритмы снова пропустят как воображаемых российских, так и вполне реальных чьих-то других ботов.
Несостоявшиеся учителя
В России же дела обстоят совершенно иначе. Люди совершенно спокойно собираются на митинги и даже несанкционированные акции протеста, договариваясь об этом, например, через «ВКонтакте». В нашей стране можно выражать любую политическую точку зрения, и это не приведёт к блокировке аккаунтов или целых сообществ. Наконец, когда американские сенаторы набросились на власти России из-за блокировки Telegram Павла Дурова, то они совершенно не учли, что подобное может коснуться и их самих.
Как Запад применяет соцсети для продвижения «демократии» в Гонконге
Что же до Telegram, то, несмотря на блокировку Роскомнадзором, мессенджер всё ещё работает в России, так как «вшивает» в программу расширения для обхода блокировки. То есть даже тут, где можно было найти «состав преступления» в смысле запрета на свободу слова, его на самом деле не оказалось.
В то же время у нас есть законы, которые давят на телеком. Например, «пакет Яровой», который предписывает интернет-компаниям сохранять информацию для последующего изучения следствием, если это понадобится. США неоднократно критиковали Госдуму за принятие этого закона, причём американские коллеги называли это не иначе как нарушением свободы слова и нарушением конфиденциальности граждан.
Мы не будем отрицать, что «пакет Яровой» несовершенен. Многие компании жаловались на финансовые потери, связанные с закупкой оборудования для исполнения закона. Ряд компаний и вовсе не смогли этого себе позволить, оказавшись на распутье. Однако разве эти трудности касаются свободы слова? Скорее, речь об интересах бизнеса, и при соблюдении закона, который постулировался как антитеррористический, со свободой слова в нормальном понимании проблем быть не может.
Фото: Sundry Photography / Shutterstock.com
Отметим последнее. В России работают и Google, и Facebook. И если в США власти могут на них давить, требуя соблюдения различных законов (речь ведь об американской юрисдикции), то за границей эти компании далеко не всегда соблюдают местное законодательство.
Как и зачем Amazon шпионит за миллионами людей по всему миру
Так, например, Google подчиняется американскому закону об авторских правах (DMCA), а к тому же (что более важно) эта компания до настоящего времени не подключилась к единому реестру сайтов Роскомнадзора. И это вопрос о том, насколько вообще транснациональные компании можно заставить соблюдать российское законодательство. А нам при этом говорят о проблемах со свободой слова в России.
Вот и получается, что самая большая война со свободой слова в интернете идёт как раз в США. И ведётся она ради денег и влияния, ради желания откусить свою часть пирога. Любые нарушения принципов свободы слова или мнений при этом уже никого не волнуют, речь ведь об очень больших потоках денежных средств.
Хорошо, что в России нет полной вседозволенности и законы всё-таки «заточены» под контроль за распространением детской порнографии, проявлением ксенофобии, призывам к терактам. Но, к сожалению, «не пойман — не вор», поэтому законы тоже не гарантируют полной чистоты интернета, а уж в трансграничном смысле — тем более. Поэтому, прежде чем критиковать Россию за какие-либо «наезды» на интернет-компании, американцам стоит посмотреть на самих себя, а также решить, что важнее — деньги или свобода слова.