Атака на Glencore: Борьба с коррупцией или битва за новый электромобиль?
Крупнейший мировой сырьевой трейдер Glencore вновь оказался под прицелом борцов с коррупцией и отмыванием денег.
Швейцарская корпорация, а точнее, ее деятельность в республике Конго и Венесуэле вызвала интерес Министерства юстиции США. Как стало известно Bloomberg, компанию проверяют на соответствие противокоррпуционному законодательству США, в связи с чем от концерна потребовали предоставить документы по сделкам за последние 10 лет. По мнению аналитиков, появление подобного запроса свидетельствует о том, что расследование уже ведется.
Это означает, что Glencore, главному покупателю алюминия у российского "Русала", а также держателю акций "Роснефти", угрожает не только колоссальный штраф, но и потеря кобальтовых активов в Конго.
Наглости нет границ: Олигарх Дерипаска назвал условия госпомощи "грабительской кабалой"
Аналитики, мнение которых приводит Bloomberg, отмечают, что ситуация является непростой для швейцарского трейдера, учитывая репутацию Минюста США как крайне агрессивного борца с международной коррупцией. Причем, для расследования деятельности компании в рамках американской юрисдикции достаточно того, чтобы транзакции совершались в долларах США.
По словам эксперта RBC Capital Markets Тайлера Брода, закон о противодействии коррупции дает возможность не только оштрафовать нарушителя на $25 млн, но и лишить свободы сроком до 5 лет.
Фондовые рынки закономерно ответили на сообщения о новом расследовании в отношении Glencore снижением. В ходе торгов акции компании падали в пределах 18%, трейдер потерял за считанные часы около $9 млрд своей капитализации. Это самый сильный однодневный спад за последние два года, который обновил рекорд предприятия в британском индексе "голубых фишек".
Фото: www.globallookpress.com
Отметим, что это не первый скандал, в котором участвует швейцарская компания. У глобальных борцов с коррупцией давно вызывает обеспокоенность отношения швейцарской компании с израильским миллиардером Дэном Гертлером, "другом" лидера республики Конго Жосефа Кабилы. Ранее в мае деятельностью Glencore в республике интересовалась Великобритания.
В конце 2017 года интерес у общественных организаций, в частности у швейцарской Public Eye, вызвали данные так называемого "Райского досье", где фигурируют документы по нескольким проектам Glencore. По данным газеты "Коммерсант", речь идет о таких проектах, как покупка в 2012 году трейдером крупного канадского зернотрейдера, а также о сделке, связанной с участием Glencore в приватизации "Роснефти", и другие.
Например, "правозащитники в Швейцарии официально попросили генпрокурора страны расследовать, как эта международная компания приобрела медную шахту в Демократической Республике Конго (ДРК)", - цитируем The Guardian.
Ущерб не измеряется штрафом
Самым очевидным риском для Glencore являются штрафные санкции, но это ничто по сравнению с ущербом, который расследование нанесет компании в целом, указал старший аналитик по политическим рискам AKE International Максимилиан Хесс, слова которого приводит Bloomberg.
Реакция рынков, выраженная в падении акций компании, способна нанести швейцарской корпорации ущерб больший, чем любое наказание в рамках исполнения закона о противодействии коррупции, подчеркнул эксперт. Инвесторы, по словам М. Хесса, испытывают серьезные опасения относительно будущего концерна Glencore. Неудивительно, компания "работала на тех рынках, где другие не могли или не хотели", подчеркнул аналитик.
Фото: www.globallookpress.com
Концерн лидирует в Конго, где сосредоточено более 60% мировых запасов кобальта, в свою очередь подчеркивают аналитики BMO Capital Markets. Активы концерна в республике составляют четверть его общей стоимости и представляют существенный интерес для конкурентов.
По прогнозам, спрос на кобальт к 2030 году будет втрое превышать его нынешнюю добычу в 100 тыс. тонн в год, благодаря росту производства смартофонов и электромобилей.
При этом аналитикам очевидно, что "прессинг" компании и арест активов приведет к тому, что 30% мирового производства кобальта окажутся в руках "конретных сторон", что приведет к монополизации рынка.
Либо "помощь" Ротшильдов, либо возвращение в "особую" Россию: Куда податься санкционному олигарху
В BMO Capital Markets подчеркнули: китайские компании уже набрали вес в переработке кобальта и теперь намерены наращивать свое присутствие "непосредственно на рудниках".
Другую гипотезу предложили "Царьграду" аналитики финансового рынка, специализирующиеся на управлении иностранными активами. По их словам, "все всегда знали, что Glenkore работает на опасных рынках, таких как Иран, Нигерия, Конго". Высокие риски в этих регионах связаны, в том числе, и с коррупцией, что не было секретом для мировой элиты. Для удара по трейдеру выбрано подходящее время: США вновь проводят антииранскую политику, ведут торговую войну с Китаем и одновременно атакуют санкционными списками Россию. "Таким образом, Вашингтон на примере крупнейшего в мире трейдера демонстрирует свою власть и возможности по управлению бизнесом даже мировых гигантов", – отметили источники "Царьграда".
Glencore и Россия
Напомним, Glencore - один из важнейших партнеров России: в 2017 году она заняла пятое место в рейтинге крупнейших покупателей российской экспортной нефти, составленном Forbes. Кроме того, в январе того же года трейдер и фонд Qatar Investment Authority (QIA) в рамках консорциума закрыли сделку по покупке 19,5 –процентного пакета "Роснефти". Затем инвесторы объявили о продаже большей части акций, но сделка не состоялась, сам консорциум прекратил существование, а Glencore и QIA стали прямыми инвесторами российской нефтяной компании.
Олег Дерипаска. Фото: www.globallookpress.com
Партнерство трейдера с миллиардером Олегом Дерипаской началось в 2007 году, когда на базе Sual Partners, "Русала" и активов Glencore была создана UC Rusal, ныне находящаяся под санкциями США. После опубликования SND-списка, швейцарский трейдер заявил о форс-мажоре по контрактам на поставку 50 тыс. тонн алюминия из России. Glencore заверила западных партнеров, что намерена строго держать режим санкций по контрактам с "Русалом".
Ради спасения алюминиевой компании от санкций Олег Дерипаска, который контролирует алюминиевого гиганта "Русал" через 66% принадлежащих ему En+, выразил готовность пойти на расторжение соглашения между En+, Glencore и Sual Partners. Именно таких действий потребовал американский Минфин, заявив, что США могут снять санкции с "Русала", если миллиардер откажется от контроля над компанией. Как только позиция Минфина смягчилась, трейдер возобновил закупку алюминия у "Русала".
О бенифециарах
Как отмечают опрошенные "Царьградом" аналитики, потенциальный уход "Русала" с алюминиевого рынка существенно повлияет на расстановку сил в отрасли. В частности, речь идет об американских компаниях, которые смогут занять место "Русала" на динамично растущем рынке.
"Возможным бенифициаром может стать американская алюминиевая компания Alcoa, лидер по доле рынка в США, где она получает 46% выручки", - предположил Forbes. Санкции в отношении Дерипаски открывают перед этим алюминиевым гигантом огромные перспективы.
Что касается разворачивания боевых действий на кобальтовом рынке в центральноафриканском регионе, то, по мнению аналитиков, они не исключены. Запасы кобальта в Конго – лакомый кусок для многих компаний. Рост цен на этот металл только разогревает мировой интерес к данному региону.
Фото: Dmytro Zinkevych/shutterstock.com
КНР захватывает контроль над всей производственной цепочкой электромобилей - от добычи кобальта в Конго до производства аккумуляторов и конечной сборки электромобилей, указывает The Wall Street Journal. Издание отмечает, что может привести к зависимости мировой экономики от китайских компаний.
Но есть и конкуренты. "Сложившиеся в пользу Китая мировые тренды на рынке кобальта может радикально изменить растущая американская компания US Cobalt Inc., главу которой, Уэйна Тисдейла, называют "человеком-легендой, который умеет совершенно безошибочно определить новые тренды, время их появления и создать выдающуюся акционерную стоимость", - заявил «Веку» президент Академии реальной политики Владимир Прохватилов.
P.S. Стало известно, что Glencore выкупит свои акции по программе buy back на сумму 1 млрд долларов. Ранее бумаги корпорации продемонстрировали сильное падение: они рухнули на 18% и торгуются около годовых минимумов. На новостях о buy back, который продлится до конца года, акции Glencore выросли на 3,9%, что является лучшим показателем индекса FTSE 100.