"Бархатная революция" в Армении: Пашинян победил. Что дальше?
Парламент Армении одобрил кандидатуру лидера протестного движения Никола Пашиняна на пост премьер-министра страны. Отсутствие большинства в Национальном собрании может стать серьёзным препятствием для работы нового правительства. Неясно также, реализует ли Пашинян на деле, а не на словах обещания о приверженности союзу с Россией
Революция не закончилась
"Бархатной революции" в Армении, которая началась 12 апреля, понадобилось менее двух недель, чтобы свергнуть бывшего премьер-министра Сержа Саргсяна, а лидеру протестов Николу Пашиняну — меньше месяца, чтобы возглавить страну.
Сегодня Национальное собрание со второй попытки избрало Пашиняна новым премьер-министром страны. Это стало возможным после того, как 2 мая лидирующая Республиканская партия объявила, что поддержит того кандидата, за которого проголосует 1/3 всех депутатов.
"Служу Республике Армения", — заявил Пашинян после того, как результаты голосования высветились на табло.
В общем и целом протестующие добились большего, на что, возможно, рассчитывали. Ведь изначально целью массовых митингов под лозунгом "Сделай шаг, отвергни Сержа" было смещение Саргсяна. Затем выяснилось, что Пашинян хочет сам править страной, хотя формулировал это желание требованием "кандидата от народа".
Депутат парламента от правящей Республиканской партии Армении Айк Бабуханян считает, что "бархатная революция" ещё не закончилась.
Смотря, что подразумевать под революцией. Если лишь смена одного человека на другого, то да. Если речь идёт о смене и внешнеполитического вектора, и тех идеологических постулатов, на которых будет строиться политика власти, исполнительной власти как минимум, конечно же, нет. Потому что пришли люди, имеющие совершенно другую идеологию и другие представления о будущем Армении. Поэтому, конечно же, процессы будут продолжаться",
— рассказал Бабуханян в интервью "Царьграду".
Жизнеспособность нового правительства
В настоящий момент перед Арменией и её лидером стоит ряд серьёзных и важных проблем, ответ на некоторые необходимо давать в ближайшие месяцы. Самая главная из них — насколько жизнеспособным окажется правительство, учитывая, что большинство в парламенте сохраняют республиканцы, чьих премьеров (Саргсян) и кандидатов (и. о. премьера Карен Карапетян) и пытался смести с политической арены Пашинян.
Негативный сценарий для России: Война в Карабахе и "майдан" в Армении
"Сейчас Пашиняну остаётся самое трудное — формировать правительство и обеспечивать нормальную деятельность, что всё-таки с учётом отсутствия у него большинства в парламенте вызывает вопрос, насколько будет эффективной деятельность правительства. Посмотрим. Первую часть он сделал. Теперь осталось самое трудное — выполнить все данные обещания", — сказал журналист и политический обозреватель Айк Халатян.
По словам Бабуханяна, правящая партия будет чётко следить за тем, насколько инициативы нового премьера будут "соответствовать нашим представлениям", и поддержит их лишь в случае совпадения предложений Пашиняна с целями и интересами республиканцев.
Выполнение обещаний
Второй момент — выполнение обещаний. Напомним, что движение "Мой шаг" стартовало в Гюмри 31 марта в качестве реакции на социально-экономические проблемы в Армении.
Страшные цифры: Россия сдала Армению Соросу?
Коррупция, высокий уровень бедности, рост цен и отток трудоспособного населения вместе с "третьим сроком" Саргсяна явились главными аргументами сторонников Пашиняна. Во время своего предвыборного выступления новый премьер Армении сказал, что пора прекратить терроризировать население штрафами и поборами, а бизнесу нужно позволить дышать.
Удастся ли Пашиняну дать на них ответ? Если вопросы коррупции — действительно внутреннее дело Армении, то экономическая отсталость во многом стала результатом враждебных отношений с Азербайджаном и Турцией. При отсутствии общих границ с Россией блокада Баку и Анкары из-за отказа Еревана возвращать Карабах Азербайджану изолировала Армению от важнейших газотранспортных проектов в качестве страны-транзитера и лишила торговых возможностей с двумя экономически более мощными соседями.
Н. Пашинян. Фото: www.globallookpress.com
Инициатива по карабахской проблеме
Касательно темы Карабаха, Пашинян заявил о готовности к переговорам с Баку, но считает их неэффективными, пока в процесс не будет вовлечено руководство непризнанной Нагорно-Карабахской Республики.
В Армении началась революция: Сорос шлёт привет Путину
"Мы готовы к переговорам с лидером Азербайджана. Но хочу отметить, что переговоры не могут считаться эффективными, пока в них не участвует руководство Арцаха, что предусмотрено документами Минской группы ОБСЕ, посредничающей в переговорах", — заявил Пашинян.
Эксперт Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Фархад Ибрагимов ставит под сомнение готовность Азербайджана соглашаться с условиями Пашиняна.
"Однозначно, в Баку не пойдут на такое условие. «НКР» не является стороной переговоров, Баку будет вести диалог исключительно с Арменией. Такой призыв Пашиняна рассчитан на внутреннюю публику, и, скорее всего, сам Пашинян прекрасно знает, что в Азербайджане на это не пойдут", — заметил Ибрагимов в беседе с "Царьградом".
Эксперт бакинского общественно-политического издания "Зеркало" Ниджат Гаджиев связал инициативу нового главы правительства Армении с тем, что он, в отличие от бывших руководителей страны, не является выходцем из Карабаха.
Представители Карабаха участвовали в переговорном процессе на уровне армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха. После того, как выходец из Карабаха Роберт Кочарян пришёл к власти в Армении, по его собственной инициативе формат переговоров начал вестись между президентами Армении и Азербайджана. Логика экс-президента Армении была проста: «Я сам из Карабаха, я сам их и представляю». Азербайджан не был против представителей карабахских армян как община. Данный формат также оставался актуальным и во времена другого карабахца, президента Армении Сержа Саргсяна. Сейчас же, после того, как к власти пришёл Никол Пашинян, а он не карабахец, данный вопрос опять актуализировался. Тут важно понять то, как будут представлены армяне из Карабаха. Естественно, они не могут участвовать как сторона конфликта, и максимум, на что Армения и Никол Пашинян могут рассчитывать, — это участие армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха, не более",
— подчеркнул Гаджиев.
Нагорный Карабах. Фото: www.globallookpress.com
По западному пути или в союзе с Россией
Как только начались события в Армении, большинство армянских экспертов бросились доказывать, что здесь не пахнет "майданом", мол, это "внутриармянский вопрос" о коррупции и экономике, а отношения с Россией прочнее стали. А тех, кто не то чтобы утверждал, а допускал мысль о "руке Запада", обливали грязью, обвиняя в "безграмотности".
В ряде материалов и интервью "Царьград" выявил присутствие "майданных" технологий в протестах против Саргсяна, напоминая о том, что именно Пашинян ставил под вопрос участие Армении в ЕАЭС. В интервью с ведущим телеканала "Царьград" бывший депутат ГД Олег Лебедев отметил, что Пашинян был "пригрет руками западных спецслужб", а за ним стоит олигарх и лидер "Процветающей Армении" Гагик Царукян, ориентированный на Запад.
В своём последнем выступлении Пашинян призвал к сохранению связей с Россией и углублению сотрудничества с Европейским союзом, включая отмену виз со странами Европы. В ноябре 2017 года Ереван подписал с ЕС соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве.
"Как я неоднократно отмечал, мы продолжим также оставаться в Организации Договора о коллективной безопасности и попытаемся максимально эффективно пользоваться возможностями, которые даёт ОДКБ", — заявил Пашинян.
Если членство Армении в ОДКБ естественно до тех пор, пока не разрешится карабахский конфликт, то строить прогнозы о ЕАЭС преждевременно. Сдержит ли Пашинян обещания о незыблемости российско-армянского союза, покажет только время. По крайней мере, одну проблему он обозначил довольно ясно — поставки Россией оружия Азербайджану.