Кто выиграет от вытеснения Microsoft из России
Microsoft Office сегодня занимает доминирующее положение в мире. Но ничто не вечно. Так что у нас есть отличный шанс повысить обороноспособность страны и при этом ещё и заработать
Итак, мы взяли курс на импортозамещение. Вещь не просто правильная, а необходимая. Мы же везде до последнего времени использовали только зарубежный софт. А сейчас госорганы должны закупать софт из реестра отечественного ПО, и зарубежное в общем-то можно, но только если нет российского аналога. В офисных пакетах они вообще-то есть. Начиная от открытого Libre Office и заканчивая проектом "Мой офис" от "Новых облачных технологий".
Но есть саботажники. Множество госорганов, особенно в регионах, прибегают к импорту. И это несмотря на все усилия Минкомсвязи создать механизм отслеживания закупок иностранного софта для госнужд.
"Переходу на отечественные ПО по-прежнему мешают привычка, инерция и необходимость применить усилие", – считает интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
И ладно бы Office был реально нужен. Но по статистике, собранной самими же Microsoft, их пакет, дай бог, используется на 5-10% в зависимости от ведомств. Зачем покупать дорогущий пакет в несколько сотен долларов, чтобы поставить две запятые и заполнить одну форму?
Не Proкатит: Зачем Apple выпускает убогие B2B-продукты
Иногда доходит до абсурда. Осенью 2016 года "Новые облачные технологии", которые делают проект "Мой Офис" подали иск в Арбитражный суд Москвы к Минстрою. С 1 января того же года госорганы обязаны по закону сначала обратиться к реестру отечественных производителей ПО, который ведёт Минкомсвязь, и лишь при некоторых условиях они могут купить программы иностранцев.
в 2015 году выручка MIcrosoft в России составила 60 млрд рублей. В 2019 г. на 80% компьютеров чиновников должны быть установлены отечественные офисные пакеты и операционные системы, так утвеждалось в плане методических рекомендаций Минкомсвязи, которые появились в конце июня прошлого года. Из полутора миллионов чиновников на отечественные офисы должны пересесть 1 млн 200 тыс.
Как исполняется это предписание? Госкомпании во 2 квартале прошлого года потратили на покупку продуктов Microsoft 668 млн руб. И это в 6 раз меньше, чем во 2 квартале 2016 г., и в 3 раза меньше, чем в I квартале 2017 г.
Фото: www.globallookpress.com
То есть тренд очевиден, но недостаточно быстр. Дело в том, что кроме самого Microsoft Office компания из Редмонда продавала и Windows и Exchange и Active Directory. И просто так взять и отменить экосистему непросто. Чиновникам ведь как-то нужно будет работать. Поэтому ещё одни бенефициары импортозамещения в софте — системные интеграторы. Среди тех, кто вырос за последние 2 года с 2015 из первой десятки рейтинга Cnews, — большая часть.
Касаемо внедрения отечественного софта и стандартов. Аналогу формата .docx есть .odt — Open Document Format, который активно пытается внедрить ЕС. А сам .odt пришёл из мира открытого софта или Open Source.
Немаловажно, что ещё одна основная причина борьбы за наш рынок — это безопасность. Офисный пакет ведь нужен для подготовки документов. И там хранятся наиболее чувствительные данные. А учитывая, насколько часто продукты Microsoft взламывают, то это ещё одна веская причина для перехода.
К "Большой тройке" пришла ФАС
Тем более, что контора из Редмонда уже показывала, как она себя будет вести в случае международных конфликтов: Крым до сих пор не может полностью пользоваться продуктами Microsoft. Санкции!
В итоге, если действительно удастся побороть Microsoft дома (а к этому есть все предпосылки), то несколько компаний разработчиков офисных пакетов из России получат шанс на экспансию на международные рынки. Ведь получилось это у ABBYY или "Касперского". Получится и у русского офисного пакета.