Куда уходят деньги Фонда национального благосостояния
Ведущие СМИ 6 января сообщили, что Фонд национального благосостояния, наша с вами подушка безопасности, сократилась сразу на 3,3%. Спешим успокоить: причина исключительно в укреплении рубля; в долларовом исчислении фонд, напротив, стал богаче
Фонд национального благосостояния (ФНБ) – главная копилка избыточных нефтегазовых доходов страны, предназначенная, во-первых, «на чёрный день», а во-вторых, на инвестирование в долгосрочные инфраструктурные проекты. Именно аналог ФНБ, Резервный фонд, помог нам пережить тяжёлые 2014-2017 годы. Он, можно сказать, пал в неравной борьбе с режимом санкций, но позволил экономике адаптироваться к новой реальности.
Мимо России: Средства ФНБ будут направлены в проекты за рубежом
Резервный фонд опустошён до дна, так что ФНБ станет нашей единственной надеждой в случае, если что-то «пойдёт не так».
И вот теперь – потеря 3,3% всего за месяц. Такими темпами Фонд обнулится за два с половиной года, и летом 2021-го мы останемся у разбитого корыта. Что особенно пикантно, учитывая сентябрьские выборы в Госдуму.
Когда панические настроения в духе «опять всё украли» опираются на цифры, отвечать словами можно, но не слишком продуктивно. Поэтому приготовьтесь, сейчас будет немного статистики – она покажет, что на самом деле происходит с ФНБ.
Фото: www.globallookpress.com
Смотря как считать
За 2018 год объем средств Фонда в рублёвом выражении вырос на 7,6%. Вычитая официальную инфляцию 4,3%, получим рост 3,3%. И теперь ровно на столько же, на 3,3%, похудел ФНБ всего за один месяц.
Но рубль – единица измерения ненадёжная, скачущая. 1 января 2018 года доллар стоил 57,60 рубля, а ровно через год – 68,89 рубля. Рубль упал на 19,6% – третий результат в этом веке после 2014-го и 2008-го. Таким образом, рублёвый рост на 7,6% – это весьма ощутимые валютные потери. Едва ли не самым успешным месяцем в истории ФНБ был июнь 2018 года – почти 15 миллиардов долларов, почти триллион рублей получил тогда фонд. Но вторая половина года многое изменила.
Бюджет богатеет, страна беднеет. Как такое возможно?
В Минфине уточняют, что в январе 2019-го получилось ровно наоборот: рубль укреплялся, поэтому снижение в рублёвом выражении на 132 миллиарда (до 3,904 трлн руб.) есть на самом деле рост на 959 миллионов долларов (до 59,056 млрд долл.). Действительно, 1 февраля доллар стоил 65,36 рубля – рубль укрепился за месяц на 5,1%.
Такая вот эквилибристика у нас. Подробная отчётность ещё не опубликована, но скорее всего, в январе деньги из фонда вообще не выводились – просто валютные запасы, составляющие основу фонда, стали стоить несколько дешевле, чем месяцем ранее.
То есть нет никаких потерь – кроме неудачного (на краткосрочном отрезке) инвестирования в валюты. Поэтому выводы о том, что «на фоне огромных доходов от экспорта нефти и газа Фонд национального благосостояния постепенно утекает из страны», мягко говоря, преждевременны.
Фото: www.globallookpress.com
Об инвестировании
Наполняется ФНБ двумя способами – через аккумуляцию дополнительных доходов от продаж нефти и газа плюс благодаря управлению собственными средствами. И управление это, надо сказать, осуществляется весьма посредственно, результаты инвестирования – чуть выше уровня инфляции. Так, за на редкость удачную для фонда в целом первую половину 2018 года он самостоятельно заработал «лишь» 27,8 млрд руб. – чуть более половины процента от общего объёма средств. Понятно, что на инвестиции идёт лишь относительно небольшая часть денег, но всё же мы вправе ждать от наших финансистов большей эффективности.
Бюджет: Деньги есть, но вы держитесь
В то же время обновлённые правила распоряжения средствами фонда позволяют вкладывать их в достаточно рискованные активы и направлять на инвестирование инфраструктурных проектов. Он не лежит мёртвым грузом до лучших времён, как это было с покойным Резервным фондом. Хотя Михаил Делягин и обвиняет «либералов в правительстве» в том, что они заморозили эти деньги вместо вложения их в экономику, это не совсем так. Средства вкладываются, и отчётность это подтверждает.
Если посмотреть на динамику расходов, становится ясно – деньги из фонда активно уходили в октябре-декабре 2018 года, что и дало отрицательную валютную статистику за год в целом. За три месяца фонд «похудел» с пяти до четырёх триллионов рублей (на 20% в рублях), или с 76 до 58 миллиардов долларов (на 24% в долларах). Понятно, что цены на энергоносители снижались, но это всего лишь уменьшало доходы фонда, но никак не увеличивало его расходы.
Куда же ушли деньги?
Пенсии, дороги, рельсы
Фото: www.globallookpress.com
Наиболее популярная статья рублёвых расходов фонда – «Приобретение иностранной валюты в целях управления средствами ФНБ». Доходы фонд, как правило, получает в рублях, после чего переводит их в более солидные валюты. Реальным расходом это назвать сложно – просто конвертация.
Всё под матрас: Профицитный бюджет не гарантирует развития
Также мы постоянно видим «Размещение средств ФНБ на депозит во Внешэкономбанке» (точнее, в ФЭБ.РФ) – тоже обычный процесс, финансирование корпорации развития. Обычно эти деньги довольно быстро возвращаются.
А вот 25 октября мы видим, как два миллиарда рублей ушли на приобретение облигаций Государственной компании «Российские автомобильные дороги». Чистейшее инвестирование в инфраструктуру.
6 ноября решили, что «маловато будет», и добавили ещё около девяти миллиардов на те же цели.
Через восемь дней 70 миллиардов ушли в федеральный бюджет на покрытие дефицита в Пенсионном фонде.
На следующий день – ещё 130 миллиардов. 16 и 19 ноября – ещё по 130 миллиардов.
26 ноября снова «Росавтодор» – 4 миллиарда, по пенсионным меркам сумма кажется уже совсем скромной. И опять «маловато», 4 декабря – ещё 10 миллиардов.
Катасонов: Последние десять лет Россия теряет по сто миллиардов долларов в год
В декабре – снова Пенсионный фонд, пять раз по 115 миллиардов и один раз 73 миллиарда. Также закупились очередной порцией «Росавтодора» (2,24 миллиарда) и – новое слово для этого периода – привилегированными акциями ОАО «РЖД» (20 миллиардов рублей).
Для сравнения, во взятом для сравнения июне ФНБ не совершил ни одной инвестиции. Отсюда и разница в финансовых показателях.
* * *
Качество управления Фондом национального благосостояния небезупречно. Но в то же время никакой растраты, никакой утечки средств нет. И даже если будущее покажет неэффективность вложений в «Росавтодор», это будет следствием проблем в «Росавтодоре», но никак не в ФНБ.
Фонд не тонет, он просто колышется на волнах валютной волатильности. Спите спокойно.