Миллиарды прибыли, миллиарды убытков. Как новая сделка с ОПЕК повлияет на экономику России
В начале апреля на заседании представителей стран ОПЕК+ было принято решение о постепенном увеличении добычи нефти. Доля нашей страны в общем объёме невелика – всего лишь около 5%. Однако выгода России может быть куда больше.
Страны ОПЕК+ приняли решение об увеличении добычи нефти суммарно на 2,1 млн б/с в мае-июле. По месяцам рост добычи будет выглядеть следующим образом:
- май: +350 тыс. б/с
- июнь: +350 тыс. б/с
- июль: +400 тыс. б/с
При этом Саудовская Аравия вернёт на рынок планомерно 1 млн б/с так называемого "добровольного сокращения", к которому Эр-Рияд прибег в январе-апреле. Нефтяные котировки отреагировали на новость не слишком бурно. Цена Brent сохранилась в диапазоне $60-65 за баррель, в котором она находилась всю вторую половину марта.
Однако нам важно понимать, какие последствия решения ОПЕК+ будут иметь для российской экономики. Доля нашей страны в суммарном объёме наращивания добычи незначительна: всего лишь по 39 тыс. б/с в месяц. Таким образом, в мае-июле производство нефти в России вырастет на 117 тыс. б/с. Это меньше, чем за один апрель, когда России было позволено нарастить добычу на 130 тыс. б/с.
Тем не менее стратегические интересы России заключаются скорее в поддержании стабильности на мировом рынке нефти. Очевидно, что рано или поздно участники сделки ОПЕК+ вернулись бы к увеличению добычи. Первоапрельское решение ОПЕК+ делает этот процесс постепенным, что исключает вариант резкого обрушения котировок.
Текущая нефтяная конъюнктура полностью устраивает Россию. В марте средняя цена марки Urals составила $63,62 за баррель. Это в 2,2 раза (!) выше, чем в марте 2020 ($29,17 за баррель), и на 4,6% выше, чем в феврале этого года ($60,78). Подобные значения позволяют полностью сбалансировать федеральный бюджет, отказавшись от трат из Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Более того, Россия увеличивает нефтяные сверхдоходы. За январь-март они составили 300 млрд рублей. Цифру предполагаемых сверхдоходов за апрель министерство финансов ещё не опубликовало, но можно сделать вывод, что они будут рекордными в этом году. Так, в апреле экспортная пошлина на нефть повышается на 16,1% – до $57,6 за тонну.
К тому же в весенне-летний период внутреннее потребление нефти традиционно падает. Даже несмотря на то, что весной проводится посевная, спрос на нефтепродукты внутри России в апреле-июне ниже, чем в январе-марте. Это говорит о том, что Россия сможет направить дополнительные объёмы нефти и нефтепродуктов на экспорт.
Если на нефтяном рынке Россию ожидает стабильность, то, что касается экспорта газа, здесь наша страна способна заработать хорошую дополнительную прибыль. В январе-марте экспорт газа из России вырос на 30,7% – до 52,7 млрд кубометров. Объём роста экспорта в некоторые страны поражает:
- Турция: +106,6%
- Сербия: +71,3%
- Румыния: +90,4%
- Германия: +33,3%
- Польша: +18,5%
Несмотря на то, что доходы бюджета от экспорта газа составляют всего лишь 15% от доходов от продажи нефти и нефтепродуктов, дополнительная прибыль обещает быть хорошей. Предварительно её можно оценить в 20-30 млрд рублей ежемесячно.
Таким образом, новые параметры сделки ОПЕК+ окажут нейтральное воздействие на российскую экономику. В текущей конфигурации, когда Россия в феврале-апреле добилась для себя послабления на общую цифру в 260 тыс. б/с., ожидать дополнительных бонусов в мае-июне смысла не было. Тем не менее стабильность рынка сохранена, а Россия продолжит получать сверхдоходы.