Минобрнауки: Разделить нельзя оставить
В СМИ опять поползли слухи о грядущем разделении Минобрнауки на два самостоятельных ведомства. Перебирают возможных кандидатов на новые должности, а нынешнему министру Ольге Васильевой прочат место помощника президента. О том, нужно ли разделять образование и науку в России, "Царьграду" рассказали эксперты
На днях "Учительская газета" опубликовала статью, в которой со ссылкой на "источники, близкие к официальным", сообщалось о грядущем разделении Минобрнауки на два ведомства: министерство высшей школы и науки (либо науки и высоких технологий) и министерство образования. Такая перемена якобы произойдёт при формировании нового правительства в мае этого года.
Сообщается, что министерство науки может возглавить экс-министр Дмитрий Ливанов, академик РАН Григорий Трубников либо гендиректор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшевая. Среди кандидатов на пост главы министерства образования бывший замминистра Наталья Третьяк, председатель образовательной комиссии Мосгордумы Антон Молев и другие. При этом нынешней главе Минобрнауки Ольге Васильевой прочат место помощника президента РФ по межконфессиональным отношениям.
Оргвыводы не сделаны: Российскую науку разделили на три категории
Впрочем, о разделении министерства образования и науки говорят уже давно. Ещё в 2011 году звучали такие предположения, связывавшие возможную реформу с выборами президента России. Подобные настроения ещё больше усилились в мае 2012 года, когда кресло главы министерства покинул Андрей Фурсенко.
С приходом на эту должность Дмитрия Ливанова говорить о возможном разделении министерства перестали. Но после очередной кадровой перестановки, когда Ливанова сменила Васильева, вопрос был поднят вновь.
С одной стороны, сферы науки и образования различаются по своей специфике, особенно когда речь идёт о школьном образовании. С другой — преподаватели высших учебных заведений зачастую ориентируют своих студентов именно на научную работу, при вузах часто функционируют научные лаборатории, между наукой и образованием идёт постоянное взаимодействие.
Итак, нужно ли разделять Минобрнауки? Своим мнением о возможной административной реформе с "Царьградом" поделились эксперты.
Владимир Просвиркин: Наука и образование — необходимый симбиоз
Фото: www.globallookpress.com
По мнению заслуженного учителя России, лауреата премии президента РФ в области образования Владимира Просвиркина, разделение на образование и науку — это разделение на практику и теорию.
Если мы хотим иметь практико-ориентированную науку, то разделять её не надо. Если мы её разделим, то опять произойдёт крен: наука сама по себе, практики сами по себе. Эта тенденция не очень хорошая",
— отметил он в интервью "Царьграду".
Владимир Просвиркин указал на то, что в нынешнем образовании упор зачастую делается на практику в ущерб теории, отвергается фундаментальная наука. В то же время науке необходимо опираться на опыт. Поэтому эти сферы дополняют друг друга, и разделять их не нужно.
В то же время, по словам эксперта, Минобрнауки необходимо развивать и обновлять, приспосабливая образование к новым условиям и технологиям, в частности — цифровым.
Олег Сухарев: РАН как министерство науки и техники
Здание РАН. Фото: www.globallookpress.com
Главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев считает, что если Минобрнауки и нужно разделить, то при условии воссоздания специального министерства науки и техники:
Такое разделение было бы полезно, но только в одном случае. Если бы была остановлена реформа РАН, распущено ФАНО и создан государственный комитет (или воссоздано министерство) науки и техники. Это могло бы улучшить ситуацию в области и фундаментальной, и прикладной наук, которые у нас сейчас не развиваются".
Как отметил Сухарев, реформирование РАН на данный момент зашло в тупик. Различные системы оценки продуктивности учёных, такие как подсчёт публикаций, индекс Хирша и другие, по сути, являются профанацией. Переживает кризис и система выборов в РАН. Ввиду этого необходимо возвращать науке научное управление, и если даже не создавать для неё специальное министерство, то таким управляющим органом должна стать сама РАН:
Может быть, министерство науки и техники даже не нужно, если РАН укрепить и расширить её функции. РАН — это и есть министерство, это и есть хранилище науки".
Агамали Мамедов: Назревших проблем не решить административными пертурбациями
Здание МГУ им. М. Ломоносова. Фото: www.globallookpress.com
Своей оценкой ситуации поделился и представитель гуманитарной сферы российского высшего образования — заведующий кафедрой социологии коммуникативных систем МГУ им. Ломоносова Агамали Мамедов.
В интервью "Царьграду" профессор отметил, что сейчас разделение Минобрнауки на два ведомства вряд ли поможет решить назревшие в этой сфере проблемы:
Изначально я был против соединения образования и науки в одно министерство, потому что всегда возникает вопрос: во имя чего? Но я не думаю, что административными пертурбациями решается судьба нашего образования или науки. Гораздо большее значение тут имеет общественный заказ, востребованность научных идей, востребованность образованных людей в обществе, чем наличие одного большого министерства или двух малых".
По словам Мамедова, сейчас не самое лучшее время для административных решений в этой сфере. Гораздо более остро стоят такие задачи, как проведение дебюрократизации науки, повышение доступности образования, улучшение условий для сельских школ, решение проблемы компьютеризации учебных заведений и так далее.
Таким образом, несмотря на то, что мнения экспертов о судьбе Минобрнауки разделились, одно ясно точно: пока отсутствует целый ряд серьёзных реформ и в образовании, и в науке, все административные перемены не принесут никакого результата. Разве что "Минобрнауки" будут писать в два слова, а не в одно.