О чем на самом деле говорят бесконечные опросы ВЦИОМ
«Больше половины россиян считают необходимым сократить расходы» – такими и подобными заголовками пестрели 26 ноября новостные ленты. На самом деле опрос, о котором идет речь, указывает на куда более серьезные проблемы
Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос. Опять. Мы не раз говорили о том, что социология в России полумертва, что большинство опросов не значат ровным счетом ничего, а лишь подменяют реальное исследование настроений общества. И если у Кремля нет более надежного источника сведений о вверенной ему стране, эта имитация работы может аукнуться весьма неприятным образом.
Кривое зеркало ВЦИОМ: Что ни опрос, то нелепость
Основные результаты опроса сами по себе малолюбопытны, приведем только главные из них. Если неинтересно, перелистните ближе к концу статьи – после скучных цифр будут нескучные выводы.
2018: Время экономить
«Потребительское доверие» (индекс, высчитываемый ВЦИОМ по результатам опросов) не изменилось с начала 2018 года. Число граждан, считающих текущий момент благоприятным для крупных покупок, выросло до 29% – это очень неплохой показатель. Впрочем, 51% все еще считают, что не пришло время для существенных трат.
Интересно, что при этом целых 64% респондентов ориентированы на повседневную экономию – ровно столько же, сколько и в очень сложном 2015 году, да и вообще этот показатель очень стабилен. Судя по всему, установка на бережливость мало связана с экономической ситуацией.
Фото: KELENY / Shutterstock.com
В России стремительно растёт пессимизм среди людей до 30 лет
17% полагают, что сейчас подходящее время и для того, чтобы взять крупный кредит. 67% уверены, что так поступать нельзя. Учитывая закредитованность населения, можно предположить, что сказывается накопившийся негативный личный опыт. На самом деле проценты по кредитам хотя и выросли с начала года, все же остаются весьма терпимыми, и с неизбежным, на наш взгляд, раскручиванием инфляции могут оказаться даже выгодными.
2018: Не пора ли идти в банк?
Доверие к банкам сейчас значительно выше, чем два-три года назад, когда только 39-40% опрошенных считали возможным размещать средства на депозитах. Сейчас этот показатель составляет 46%, а в течение года поднимался даже до 51%. Создается ощущение, что многие попросту не знают об обязательном страховании вкладов (до 1,4 млн руб.) или не доверяют даже этой системе, хотя она никогда не давала сбоев.
34% считают, что сейчас – самое время забрать деньги из банка. К сожалению, в опросе не указано, куда их деть, но, вероятно, эта группа опрошенных примерно совпадает с теми 29%, которые созрели для масштабных приобретений.
Сам по себе опрос – почти ни о чем. Но он становится совсем другим, если сравнить эти данные с опросами «сытых нулевых».
Частные банки: Между жизнью и смертью
Современная аналитика, повествующая о кризисе 2007-2009 годов, логично и убедительно показывает, как развивались события; известно даже, где была точка невозврата – примерно в конце 2006 года. Но население России жило в полном неведении: еще в декабре 2007 года о грядущих потрясениях догадывались только профессионалы – лишь 11% считали возможным «повторение кризиса наподобие августа 1998 года». Занятно, что примерно в те же дни был опубликован опрос под названием «Протестные настроения в России – в точке исторического минимума»; всего через три года по улицам больших городов пошли многотысячные марши протеста. А еще через три года о них уже никто и не вспоминал – рейтинг власти стал рекордным. В России все меняется очень быстро.
Фото: Tramp57 / Shutterstock.com
2007: Страшнее банка зверя нет
Но вернемся к банкам. Интересно, что чем больше зарабатывал опрошенный в 2007 году, тем больше он верил банкам – скорее всего, потому, что существенно чаще имел с ними дело, тогда как малообеспеченные люди видели в банковской системе лишь классового врага. Ведь более 60% россиян к концу 2007 года еще никогда не пользовались банковскими карточками. Неудивительно, что из людей с образованием ниже среднего лишь 17% считали возможным какое-то доверие к банкам, тогда как среди счастливых обладателей высшего образования положительно относились к кредитным организациям уже 44%.
В общей сложности в 2007 году «доверяли или скорее доверяли» банкам 38% россиян, причем эта цифра существенно выросла за три предыдущих года – сразу на 16 процентных пунктов. А за последующие 11 лет – лишь на 6 процентных пунктов, причем в основном благодаря проникновению банковских услуг в малообеспеченные слои населения: люди перестали бояться карточек и оценили удобство онлайн-платежей.
Юрий Пронько: "Поджигатели банков" — не миф, а реальность
2007: Чем больше есть, тем больше хочется
Еще один потрясающий факт из опросов зимы 2007-2008, венца «сытых нулевых». 71% опрошенных заявили, что в жизни им не хватает, прежде всего, материального достатка. Для сравнения, в 1994-м году, сразу после расстрела парламента, при огромной инфляции, безработице, в преддверии залоговых аукционов, деноминации, так считали лишь 54%! В 1999-м, после потрясшего страну дефолта, достаток ставили на первое место 67% граждан. А в реально сытом 2008-м – куда больше. Что это – недостатки системы опросов или ненасытность людей, вкусивших долгожданного благополучия и требующих еще и еще? Думается, в равной степени и то, и другое. Всего через полтора года большинство тех, кому «не хватало» в 2008-м, вспоминали это время с умилением и тоской.
1991-2018: Пародии должны продолжаться?
В исторической перспективе особенно хорошо видно, насколько слабо опросы общественного мнения коррелируют с реальностью. Одна из причин этого – малые выборки. 1600 человек – неплохо для Лихтенштейна, но в многоукладной стране, находящейся на 9-м месте по населению и стремящейся подняться хотя бы на 7-е, это, конечно, мало. Какие бы графики ни предъявляли уважаемые ученые-статистики.
Девальвация есть, устойчивого роста экономики - нет
Но одну очень важную проблему результаты все же показывают. Это крайне низкая информированность людей о происходящих событиях («кризиса не будет»), о своих правах («вкладам не доверяем»), о своем реальном положении («не хватает денег»). А поскольку основным источником информации был и остается телевизор (на этот счет тоже есть соответствующие опросы), встает вопрос о том, какие функции выполняют наиболее популярные – государственные – каналы. Вот где точно ничего не изменилось по сравнению с 2007-м – истерики Гогена Солнцева и разоблачения Алексея Кудрина в равной степени направлены на то, чтобы отвлечь внимание людей от их реальных прав и проблем.
Так пародия на социологию десятилетиями разоблачает пародию на телевидение. И нам очень нужна руководящая воля, чтобы разорвать этот порочный круг. Нацией бездумных потребителей, безусловно, управлять проще, но не задумываются ли в Кремле о том, что это управление могут перехватить совсем другие люди?..