Пашинян сдаёт первый экзамен Путину
Победившему на волне «бархатной революции» новому премьеру Армении Николу Пашиняну необходимо делом, а не словом доказывать приверженность членству ЕАЭС и ОДКБ
14 мая на полях саммита Евразийского экономического союза состоялась важная встреча. Новый премьер-министр Армении Никол Пашинян сошёлся лицом к лицу с политиками, чьё общество когда-то ставил под сомнение. В бытность оппозиционером Пашинян со своей партией «Елк» выступал за выход Еревана из ЕАЭС. Однако накануне и сразу после своего избрания глава кабмина поспешил заверить в незыблемости евразийской ориентации Армении.
Основное внимание, конечно, направлено на встречу Пашиняна с президентом России Владимиром Путиным. Их первый заочный контакт состоялся уже 8 мая. Путин по телефону поздравил новоиспечённого армянского премьер-министра. Уже тогда российский президент чётко обозначил свои ожидания от нового правительства закавказской республики — СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.
Рассчитываю, что ваша деятельность во главе правительства будет способствовать дальнейшему укреплению дружественных, союзнических отношений между нашими странами, партнёрскому взаимодействию в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза и Организации Договора о коллективной безопасности»,
— отметил Путин.
"Бархатная революция" в Армении: Пашинян победил. Что дальше?
Приближаясь к победе, Пашинян, которому постоянно задавали вопросы о приверженности военной и экономической интеграции с Россией, старался отмести разные слухи. 24 апреля Пашинян сказал, что якобы он и его партия «Елк» никогда не выступали за выход из ОДКБ, добавив, что такое решение, в том числе в отношении ЕАЭС, должно приниматься путём референдума. В своей речи 8 мая, когда состоялось его избрание, Пашинян призвал к сохранению союза с Россией и членства в ОДКБ. Одновременно он ратовал за углубление сотрудничества с Евросоюзом, включая безвиз.
Анализируя выступления Пашиняна, можно чётко проследить, что он старается устранить сомнения о «братстве», «дружбе» и «союзе» с Россией. Но тут же говорит о волеизъявлении народа, о том, что надо руководствоваться интересами Армении. То есть оставляет пространство для манёвра. Оставлять его надо и России. Ведь слова могут разниться с делами.
Заверяя Россию в дружбе, тот же бывший президент, а потом премьер Армении Серж Саргсян подписал соглашение с Евросоюзом, открывая европейские перспективы Еревана.
Отметим, что в новом правительстве остался Давид Тоноян, перешедший из должности министра по чрезвычайным ситуациям на пост главы Минобороны. По данным главреда «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили, Тоноян в 2005 году начал сотрудничать с ЦРУ, когда работал постпредом Армении при НАТО. Тоноян находится в тесных связях с бывшим министром обороны Вигеном Саргсяном, завербованным американской разведкой в 2000 году во время обучения в Школе дипломатии и права Флетчера при университете Тафтса.
Председатель экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» Григорий Трофимчук полагает, что саммит в Сочи должен ответить на вопрос «кто вы?», который зададут новому руководителю Армении. Такую роль на себя мог бы взять президент Белоруссии Александр Лукашенко, считает политолог.
«Судя по его (Пашиняна) высказываниям непосредственно перед избранием в армянском парламенте, он максимально скорректировал, сгладил свои тезисы и по евразийской интеграции, и по ОДКБ. Думаю, что кто-то дал ему этот настоятельный профессиональный совет, чтобы не раздражать Россию уже на старте. При этом не считаю данную позицию Пашиняна соответствующей его реальной программе и устремлениям. Пашинян не является пророссийски настроенным лидером», — сказал Трофимчук в беседе с «Царьградом».
Н. Пашинян. Фото: www.globallookpress.com
Важное значение в двусторонней повестке играют карабахская проблема и продажа Россией оружия Азербайджану. Пашинян уже нанёс визит в самопровозглашённую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). Новый премьер Армении намерен добиться не только включения НКР в переговорный процесс между Азербайджаном и Арменией, но и международного признания Степанакерта. Официальный Баку категорически против таких инициатив, которые могут сорвать и без того сложный переговорный процесс.
Страшные цифры: Россия сдала Армению Соросу?
Если Пашинян упрётся в участие НКР, то это подорвёт усилия Москвы по поиску компромиссов между конфликтующими сторонами и может спровоцировать Баку заняться силовым решением проблемы освобождения потерянных в 1992-1994 годах территорий. С другой стороны, требования не поставлять Азербайджану новейшее российское вооружение могут вызвать негативную реакцию Кремля.
Встреча Путина и Пашиняна важна для прояснения приоритетов и позиций нового руководства Армении, являющейся единственным членом евразийской интеграции на Южном Кавказе.
Как будет складываться ситуация дальше, зависит от конкретных шагов Еревана. Заявления на Востоке о «союзе», какими бы искренними они ни казались, всегда надо умножать на 0,5, допуская корректировки в будущем.