Противофаза миллиардера Лисина: НЛМК наступает на Запад
Российская металлургическая ГК НЛМК может купить активы ArcelorMittal в Бельгии и тем самым помочь концерну выполнить требования антимонопольщиков по покупке итальянской ILVA
Как отмечают аналитики, покупка НЛМК заводов мирового гиганта в Бельгии станет первой с 2014 года международной сделкой M&A в стальной отрасли.
С одной стороны, это позволит эффективно обходить запретительные пошлины на импорт металлургической продукции, практикуемые на мировом рынке, с другой - сделка может продемонстрировать заинтересованность Европы в ослаблении санкций в отношении Москвы.
Российская компания является единственным претендентом на сталелитейные мощности ArcelorMittal в Европе, пишет западная пресса. Речь идет о заводах плоского проката в Бельгии и Люксембурге, которые смогут дополнить европейский портфель НЛМК новыми активами.
Что стоит за арестом экс-менеджеров крупнейшей страховой компании России
Что касается гиганта ArcelorMittal, занимающей 10% мирового рынка стали, продажа заводов является частью условий антимонопольного органа ЕС для одобрения сделки по покупке люксембургской компанией производителя плоского проката ILVA. Согласно требованиям антимонопольщиков, ArcelorMittal должна продать компании в Румынии, Македонии, Чехии, Люксембурге и Бельгии и завод оцинкованной стали в Италии.
В свою очередь, в НЛМК отметили, что комментировать потенциальную сделку пока рано. "Мы активно изучаем различные потенциально интересные для НЛМК варианты, но этот вариант "достаточно оппортунистический" для нашей стратегии, мы больше настроены на органический рост, как и предыдущие 5-7 лет", - сказал президент компании Григорий Федоришин в ходе телефонной конференции. В НЛМК ожидают роста производства стали на 1 млн тонн к 2019 году.
В настоящий момент у российской компании, основным владельцем которой является миллиардер Владимир Лисин, уже есть активы Европе: НЛМК владеет 51% в бельгийском холдинге NLMK Belgium Holdings(NBH), включающем производственные предприятия и сервисные центры дивизиона "НЛМК Европа Плоский прокат", а также предприятия дивизиона "НЛМК Европа Толстый лист".
Обходной маневр
Аналитики металлургической отрасли уже предсказывали оживление на рынке и ожидают крупных покупок зарубежных компаний российскими бизнесменами.
Отметим, рынок Европы является вторым по значимости для компании господина Лисина после российского – на него приходится 18% выручки НЛМК, металлургическая компания занимает 8% сектора проката в странах Евросоюза.
Владимир Лисин. Фото: www.globallookpress.com
В целом у НЛМК, несмотря на усиление санкционного режима и протекционистские войны на глобальном стальном рынке, дела идут неплохо. Чистая прибыль группы в первом квартале 2018 года выросла на 56% до $502 млн, доналоговая прибыль выросла на 31% - до $812 млн. Выручка выросла на 30% - до $2,8 млрд.
Аналитики, опрошенные "Царьградом", уверены, что пополнение корзины европейских активов осуществляется осознано. Казалось бы, зачем Лисину, уже имеющему "хронически убыточные", по оценке прессы, заводы в Бельгии новые предприятия? В своей стратегии НЛМК делает ставку на развитие экспорта, отмечают эксперты. Кроме того, новые сталелитейные заводы позволят компании подтянуть свой бизнес в Европе за счет большей загрузки мощностей NBH.
"Наличие входящих в группу НЛМК зарубежных предприятий и возможное приобретение новых позволяет эффективно обходить запретительные пошлины против импорта металлургической продукции, в том числе российской, которые постоянно и регулярно вводятся в США, Евросоюзе и Турции", - рассказал "Царьграду" аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев.
По его словам, европейский рынок является крупнейшим экспортным рынком для российской металлургии, и владение местными металлургическими производствами позволяет оптимизировать поставки.
"Например, вместо готовой продукции, на которую вводится пошлина, ввозить заготовку или слябы и производить на месте", - пояснил аналитик.
По мнению директора по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николая Сосновского, которое приводит "Коммерсант", рост выплавки чугуна и слябов, запланированный НЛМК, предполагает наличие свободных прокатных мощностей.
"С учетом роста странового протекционизма в мире логично увеличивать выпуск продукции с добавленной стоимостью на зарубежных активах, поскольку до введения мартовских пошлин США по 232-й статье на сталь и алюминий действие защитных мер не распространялось на слябы", - указал эксперт.
Кроме того, компания господина Лисина уже понимает, как вести бизнес в Бельгии, поэтому покупка там заводов может быть целесообразной, считает Сосновский.
Тесные связи не помешали
Металлургическая отрасль демонстрирует подъем, а "акционеры соскучились по большим историям", считают опрошенные "Царьградом" эксперты. "При этом, помимо обычных рисков - себестоимости на европейских активах, влияния профсоюзов, больших пенсионных обязательств, - надо учитывать и то, что сделки банально могут забраковать, обвинив в "тесной связи с российской властью", - прогнозируют аналитики, комментируя слабую активность российских металлургов на международном рынке.
Отметим, владелец НЛМК – господин Лисин (ему через офшорную структуру Fletcher Group принадлежит около 84% акций компании), тоже рискует.
Фото: www.globallookpress.com
Бизнесмен, занявший в третий раз первую строчку Forbes в рейтинге самых богатых граждан России, является фигурантом т.н. "кремлевского списка" Вашингтона, базового перечня, на основании которого и формируется окончательный "черный список" OFAC США.
Как отмечали эксперты, включение в список, даже если конкретных санкций вслед за этим не последует, будет иметь последствия для этих лиц. Например, им могут сократить доступ к финансированию, операциям в зарубежных институтах, кроме того, снизится доверие со стороны банковской системы.
Спасение "Русала": Национализация активов олигарха Дерипаски
По мнению аналитиков, НЛМК пока ничего не угрожает. "Включение в "кремлевский список" само по себе не накладывает ограничений на операции бизнеса, пока его фигуранты не попали в "черный список" OFAC", - сказал "Царьграду" аналитик "ФИНАМ" Алексей Калачев.
"Кстати, санкциям против Дерипаски и его "Русала" и EN+ не помешало ни его кипрское второе гражданство, ни регистрация компаний на острове Джерси, ни штаб-квартира на Кипре, ни размещение акций в Гонконге. Так что юрисдикция тут совершенно ни при чём", - указал аналитик.
НЛМК, по всей видимости, играет с Западом в другую игру. На кону - мировой металлургический рынок, на который у компании Лисина имеются амбициозные планы. Оставив санкции Дерипаске и Вексельбергу, миллиардер включился в борьбу с американским протекционизмом.