Росстат "подсластил пилюлю" для чиновников правительства
Случилось чудо: официальная статистика зафиксировала в январе рост промышленного производства на 3% в годовом выражении. В плюсе оказался даже добывающий сектор, несмотря на сокращение объёмов добычи нефти и газа
Согласно данным Росстата, в январе нефтедобыча в годовом выражении снизилась на 1%, а добыча природного газа — на 2,2%. Статистические кульбиты удивляют многих экспертов. Особенно после провального ноября прошлого года, когда промышленный спад составил 3,6%, что стало антирекордом за последние восемь лет. Тогда хуже всего себя ощущали сферы обработки металлов и производства основных драгоценных металлов.
Ян Арт, эксперт комитета Госдумы по финансовому рынку:
В последний год, к сожалению, мы начали играть со статистикой. И в обязанности чиновников либо включено, либо они сами себе придумали включить, что мы говорим о том, что всё хорошо. Вся эта ситуация уже описана у Андерсона и мне лично не нравится".
Пока статданные взывают вопросы у экспертов, в правительстве говорят о достижении макроэкономической стабильности. Выступая на инвестиционном форуме в Сочи, премьер Дмитрий Медведев пылал оптимизмом относительно светлого будущего отечественной экономики:
"Мы обеспечили макроэкономическую стабильность, о необходимости которой так долго говорили разные люди. Даже под санкциями наша экономика стала менее зависимой от внешних шоков и цен на сырьё. Мы довели инфляцию до рекордно низкого уровня — 2,5% в прошлом году. По итогам января она снизилась до 2,2%, если считать к январю 2017 года".
Представители предпринимательского сообщества говорят, что вся экономическая стабильность держится только на стоимости барреля нефти. Если цены на углеводороды вновь пойдут вниз, премьер и его верные подчинённые с либеральными шевронами тут же схватятся за головы. Поддержать страну изнутри нет возможности. В отсутствие длинных и дешёвых денег отечественные предприятия выживают, не имея возможности вкладывать средства в развитие.
Константин Бабкин, президент Ассоциации "Росспецмаш":
Отсутствие кредитования — серьёзнейший вопрос, который мешает обновлению предприятий и сбыту нашей продукции. Потому что вся сельхозтехника продаётся в кредит. Если мы возьмём лаг и посчитаем удорожание кредита, который крестьянин должен брать для покупки комбайна, то на российский комбайн он платит 10% годовых, на западный — 3%. Если это умножить на пять лет, то получается разница в полтора раза. Это кричащий вопрос".
Не менее кричащим является и фискальный вопрос. Налоговые тиски для бизнеса сжимаются, несмотря на президентский мораторий. При этом средства на поддержку отечественных предпринимателей сокращаются год от года.
Сергей Майоров, председатель совета директоров литейно-механического завода "Магнолия" (Набережные Челны):
"У нас сегодня фискальный режим экономики не развивающий, а какой-то разрушающий. Если сегодня кто-то развивается, то не благодаря какой-то поддержке, а скорее вопреки. Те виды поддержки, которые сегодня существуют для малого и среднего бизнеса, нужны и важны, но не в тех размерах, в которых они есть".
Эксперты уверены в том, что чудес не бывает. Какие бы оптимистичные цифры ни показывала статистика, отечественная экономика не просто замедляется в своём росте, а может вновь войти в стадию рецессии и падения. И тогда, как ни чиркай маркером, продемонстрировать мифический рост не получится.