Трамп сломался — за кулисами Вашингтона уже ищут следующего. Что стоит за демаршем Маска в прямом эфире
Дональд Трамп не просидел в Белом доме и полугода из своего второго срока, а уже становится понятно, что задача "сделать Америку снова великой" или хотя бы вернуть США характер национального государства ему не по плечу. И громкая, на весь мир, ссора президента с ещё недавно ближайшим сподвижником Илоном Маском стала явным сигналом: консервативные элиты начали поиск следующего, более решительного, вождя для борьбы с либералами. И уже звучат имена претендентов на это пока ещё не совсем вакантное место…
Скандал в прямом эфире
В историю США 5 июня 2025 года наверняка войдёт как день, когда поссорились Дональд Трамп и Илон Маск.
Перепалка в соцсетях, за которой следила вся Америка и изрядная часть мира, уже обросла множеством предположений. Все гадают – как обмен завуалированными оскорблениями и явными намёками то на проблемы с психикой, то на связи со знаменитым педофильским скандалом повлияет на политику и экономику одной из мировых держав?
Не обошлось и без предположений, что Маск и Трамп на двоих разыграли перед огромной аудиторией онлайн-шоу с вполне конкретными целями. Причём перечень этих целей разнится от попытки обрушить фондовый рынок и затем заработать на скупке подешевевших акций (а рынки действительно отреагировали) до замысла ввести в заблуждение политических врагов и затем нанести им неожиданный удар.
"Расставание" Трампа и Маска – новость №1 в США. Скриншот: интернет-сайт wsj.com
Тем более что уже к вечеру 5 июня (ночью 6-го числа по московскому времени) стороны конфликта явно пошли на снижение градуса противостояния: Трамп заявил, что "всё в порядке", а Маск отказался от угрозы прекратить участие в космической программе НАТО и согласился с тем, что ради блага страны ему с президентом нужно быть в нормальных отношениях.
У либералов – праздник
Неужели перед нами постановка, нацеленная на одурачивание мировой аудитории и политического бомонда?
Такая версия, разумеется, полностью не исключается – однако выглядит сомнительной. Во-первых, стороны спора явно перешли границы разумного (особенно Маск с его намёками на причастность Трампа к педофильскому скандалу имени Эпштейна).
Во-вторых, очевидными были объективные противоречия внутри этого союза, который просуществовал менее года (открыто Маск поддержал Трампа после покушения в июле 2024-го). И не случайно с таким нескрываемым злорадством и ехидством американские либеральные СМИ освещают нашумевший разрыв.
Так, The New York Times выступает в роли "пророка", заявляя, что подобный исход в тандеме Трамп -
Маск был предсказуем и закономерен. Издание The Washington Post даёт более язвительные аналогии: мол, когда два человека по психологическому типажу являются нарциссами, ничего хорошего между ними не жди. И даже в браках лучше уживаются не люди с похожими характерами, а противоположности.
Заголовок: "8 способов, как Маск и Трамп могут причинить боль друг другу". Скриншот: интернет-сайт nytimes.com
Пока что самое излюбленное развлечение либералов – это версии, как именно Трамп и Маск могут навредить друг другу, какие способы и ресурсы способны для этого использовать и кто кого в итоге "переборет". Пока что, если ориентироваться на подобную прессу, у бывших союзников намечается ничья.
Маск может прекратить финансирование избирательных кампаний республиканцев, остановить участие в государственных проектах и начать антитрамповскую деятельность в соцсетях. В арсенале Трампа – прямые политические репрессии, лишение Маска государственных заказов, отмена допуска к секретной информации. Можно и вовсе вспомнить о сомнительном эмиграционном статусе уроженца ЮАР и выдворить того из Штатов.
Но это всё из области прогнозов на будущее – а пока демократическая общественность США откровенно глумится над Маском, открытым текстом заявляя: не надо было в своё время перебегать в стан республиканцев и консервативной общественности. Вот теперь расплачивайся, Илон…
Что будет делать Вэнс?
Однако либеральная зловредность отступает на третий план в связи с таким моментом, как политические амбиции знаменитого бизнесмена.
А они, если верить местным инсайдерам, имеются: якобы на постепенный рост политического влияния Маска делало ставку его окружение. Некоторые из приближённых предпринимателя, согласно сведениям The Washington Post, и вовсе утверждают в частных беседах, что "у Илона были амбиции стать президентом".
Другие источники того же издания передают содержание бесед Маска с рядом республиканских политиков, в которых одиозный бизнесмен будто бы заявил: "Президентский срок Трампа истечёт через 3,5 года – а моя власть продлится ещё лет 40". Судя по контексту, имелась в виду власть над американским медийным пространством – хотя для Маска, которому уже "за 50", прогноз о своей активности до 2065 года выглядит смелым.
Пока Джэй Ди Вэнс (справа) с Трампом в одной связке. Но что будет дальше? Фото: Daniel Torok/ Global Look Press
Другой интересный сюжет – взаимоотношения Маска с вице-президентом Ди Джэй Вэнсом, которого если не весь республиканский политический истеблишмент, то народные консервативные массы воспринимают в качестве "официального наследника" Трампа.
Очевидно, что не случайно в разгар онлайн-ругани с Трампом Маск поддержал предложение о том, что Трампу необходимо объявить импичмент, а президентское кресло должен занять Вэнс.
В беседе с Царьградом политолог Малек Дудаков не исключил того, что Маск сделал свою ставку именно на вице-президента:
Маск довольно тесно связан с вице-президентом Джей Ди Вэнсом. И поэтому в дальнейшем повестка Маска – "при Трампе нам не удалось добиться перестройки американского общества, поэтому нужно в 2028 году сделать президентом Вэнса.
Однако на данный момент Вэнс демонстративно дистанцировался от Маска, выразив в соцсетях полную поддержку Трампу: "Президент Трамп сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы заслужить доверие того движения, которое он возглавляет. Я горжусь тем, что нахожусь рядом с ним".
Для Маска не всё потеряно?
Весьма противоречиво даже из США выглядят перспективы Маска стать альтернативным центром консервативных сил с точки зрения взаимоотношений с республиканской партией и электоратом Трампа.
С одной стороны, американская пресса отмечает: основная часть как избирателей, так и политиков-республиканцев на данный момент поддерживает Трампа. Это выражение ещё не полностью растраченного ресурса доверия консервативной общественности к Трампу как человеку, который долгое время боролся против либеральной системы. Да и популярность бывшего либерала Маска у ядерного республиканского электората не слишком высокая.
Основная тональность высказываний среди республиканцев в палате представителей сводится к тезису: "Маску, конечно, спасибо за деньги и помощь на выборах-2024, но мы – за Трампа".
Заголовок: "Маск становится изгоем для республиканцев после обвинений Трампа". Скриншот: интернет-сайт axios.com
Вместе с тем опрометчиво заявлять, что у Маска нет совершенно никакой поддержки среди консерваторов. Нельзя недооценивать как фактор финансовых вложений Илона в республиканские выборы (ряд политиков уже обязан ему своим избранием), так и популярность харизматичного предпринимателя среди молодёжи. Причём как среди республиканцев, так и по-прежнему среди демократов.
Поэтому даже сейчас, когда конфликт с Трампом находится в острой фазе, находятся политики-республиканцы (пусть преимущественно и не самые влиятельные), которые открыто заявляют о своих симпатиях к Маску и желании сохранить нейтралитет. А это уже существенный задел на будущее.
"Вспомним Бориса Березовского…"
Присмотревшись к громкой ссоре Трампа и Маска, можно с уверенностью констатировать – дело не в личных амбициях и обидах (хотя и без них, разумеется, не обошлось). Проблема куда серьёзнее: по сути, можно говорить о том, что консервативная Америка начала подбор следующего кандидата на роль вождя борьбы против либералов.
По мнению политолога-американиста Дмитрия Дробницкого, суть и причина конфликта – не деньги, акции, контракты и прочее:
Илон Маск выражает недовольство значительной части MAGA-базы [MAGA – сокращение от лозунга избирательной кампании Трампа Make America Great Again, "Сделаем Америку снова великой"] нерешительностью и непоследовательностью лидера, Дональда Трампа. Англо-саксонская политическая культура основана на публичной коммуникации. Ничто, что не легализовано в публичном поле, не считается существующим. По сути, открыта внутрипартийная дискуссия в MAGA-мире.
В комментарии для "Первого русского" Малек Дудаков высказал схожее мнение:
Маск сейчас попытается представить себя даже более последовательным сторонником доктрины MAGA, чем сам Трамп. Это для него удобная позиция. И в дальнейшем, возможно, действительно Маск будет чаще критиковать Трампа. Учитывая, что теперь у него такая возможность появляется, раз он не работает больше в администрации Трампа.
С момента президентских выборов в США прошло лишь полгода – а новая схватка за Белый дом, похоже, уже началась. Фото: IMAGO/Offenberg/ Global Look Press
Наиболее вероятным сценарием "замены" Трампа является именно борьба внутри Республиканской партии – несмотря на то что в ходе онлайн-перепалки Маск разместил в соцсетях опрос, насколько аудитория считает обоснованным создание третьей политической партии. С очевидным намёком на самого себя в качестве её лидера, разумеется.
Политолог Юрий Светов напомнил, что попытки создать третью партию и стать третьей политической силой в США уже предпринимались, такие кандидаты даже в президентских выборах участвовали. Например, бизнесмен Росс Перо, участвовавший в выборах 1992 (набрал почти 19% голосов) и 1996 (8% голосов) годов.
Однако жизнеспособность подобного начинания в условиях крайне законсервированной американской политической системы эксперт считает крайне низкой. Особенно если за это начинание возьмётся Илон Маск – и тут у Светова нашлись нетривиальные аналогии:
Партия не создаётся только на деньги, партии нужны идеи и функционеры. А когда Маск так себя повёл по отношению к Трампу, то желающие сотрудничать с ним функционеры вряд ли найдутся. Маск совершил типичную ошибку: ты либо занимайся бизнесом, либо политикой, а он думал совместить и то, и другое. Вспомним Бориса Березовского, который называл себя "делателем президентов", будучи некоторое время секретарём Совета Безопасности. Начал мнить себя идеологом и стратегом всей жизни страны – закончилось всё бегством в Англию и самоубийством.
Что с того?
Ключевую ошибку в рассуждениях рискует совершить тот, кто расценит онлайн-свару Трампа и Маска 5 июня как отправную точку дальнейших событий.
Перед нами не старт, а лишь промежуточный, хотя и важный, этап процесса, разворачивающегося за кулисами вашингтонского политикума в последние недели. Процесса осознания американскими консервативными элитами, что насколько Дональд Трамп оказался эффективным во взломе существовавшей избирательной системы, настолько же беспомощным – в борьбе с либералами-глобалистами внутри и за пределами Америки.
И сейчас вопрос о выборе "следующего Трампа" особенно остро стоит перед этой консервативной, лишь до определённой степени совпадающей с "границами" Республиканской партии, частью общества США.
Список потенциальных претендентов на замену Трампу пока что невелик и весьма условен. Очевидные кандидаты – Илон Маск (неоднозначность его кандидатуры разобрана выше) и вице-президент Джэй Ди Вэнс. Его фигура выглядит перспективной и в силу возраста (40 лет), и по причине большего идеологического родства с консервативным электоратом, нежели у Трампа.
Однако препятствием для Вэнса может стать не слишком большой политический опыт и подвешенное состояние между "новыми" и "старыми" элитами республиканцев. Кстати, кандидатом от "старого" партийного истеблишмента может стать государственный секретарь Марко Рубио – он ещё относительно недавно был критиком Трампа и рассматривается в качестве "противовеса" в составе нынешней администрации.
Впрочем, как отметил основатель общества "Царьград" Константин Малофеев, перепалка Трампа и Маска в очередной раз показала, что фундаментальной разницы между нынешними властями США и администрации Байдена нет: "Просто, в отличие от сектантского, фанатичного либерального глобализма, это прагматичный режим капиталистов".
Так что в списке кандидатов на роль "следующего Трампа" могут появиться и другие фамилии. Для России это означает лишь смену таблички возле аватара нашего "заклятого партнёра". В остальном ничего не поменялось – разве что в условиях "вашингтонской замятни" появился удобный момент для активизации борьбы за русское будущее.