Закон превыше всего: Telegram заблокирован на территории России
Суд рассмотрел по существу иск о блокировке на территории России мессенджера Telegram
Заседание было назначено на 10:00 13 апреля. Вела его судья Таганского суда Юлия Смолина. Началось оно на полчаса позже.
Представитель Роскомнадзора в суде указал, что "по законодательству сервис Telegram не исполнил несколько важных пунктов касательно распространения информации и работы с пользовательскими данными и не исполнял требование к декодированию сообщений пользователей". Также представитель ведомства указал, что 15 дней, отведённых на то, чтобы отдать ключи, прошли. Роскомнадзор на этом основании попросил ограничить доступ сервиса на территории России.
Никому не отдам: Что будет с Telegram
Затем судья принялась рассматривать документы, поданные в суд Роскомнадзором, включающие технические подробности работы сервиса в России. И уже через 21 минуту после старта заседания суд удалился для рассмотрения предоставленных документов. Спустя полчаса судья вынесла решение о блокировки мессенджера. Ровно до той поры, пока Telegram не отдаст ключи. То есть теперь дело за самим сервисом. Уже просто орать несвязные вещи не получится, нужно выполнять решение суда. Можно, конечно, попробовать его оспорить, но что-то мне кажется, что решение вышестоящего суда будет таким же.
Ранее Роскомнадзор, выступающий истцом, ходатайствовал о привлечении Федеральной службы безопасности (ФСБ) России в качестве третьего лица по данному делу.
Суд привлёк ФСБ в качестве заинтересованного лица по иску о блокировке Telegram.
Фото: www.globallookpress.com
Как всё было хронологически:
Разговоры о возможной блокировке Telegram начались в конце июня прошлого года. 23 июня глава Роскомнадзора Александр Жаров опубликовал открытое письмо "администрации и пользователям мессенджера Telegram". Он заявил, что ведомству не ответили представители сервиса по поводу регистрации в качестве распространителя информации. Жаров подчеркнул, что если мессенджер не включат в реестр, то есть вероятность его блокировки в России.
Вновь не добившись ответа от представителей мессенджера, 25 июня Жаров заявил, что "время до блокировки сети Telegram исчисляется днями". Руководитель Роскомнадзора добавил, что, не предоставляя данные для внесения в реестр, Дуров "последовательно демонстрирует правовой нигилизм".
На день позже подключилось ФСБ. В ведомстве уточнили, что обладают информацией, согласно которой террористы переписывались в мессенджере Telegram для подготовки взрыва в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года.
16 октября Мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал Telegram на 800 тысяч рублей за отказ предоставить ФСБ ключи для декодирования переписки пользователей согласно "пакету Яровой". Представители мессенджера на суде опять не присутствовали. Через несколько дней компания Дурова обжаловала решение, но суд отклонил апелляцию. В декабре юристы Telegram обратились в ООН для защиты от блокировки в России, но это результата не принесло.
Форс-мажор Дурова: Как "кинуть" на миллиард долларов "борцов за свободу"
Отметим, что Telegram привлечён к рассмотрению иска о блокировке в качестве заинтересованного лица, а не ответчика. Ну и, конечно, без цирка не обошлось. Дуров рекомендовал своим юристам не участвовать в судебном процессе по иску Роскомнадзора к Telegram. Об этом руководитель международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков сообщил в своём Telegram-канале. Эта организация представляет интересы мессенджера в России. Чиков объяснил подобное решение Дурова его нежеланием "легитимизировать откровенный фарс присутствием" своих адвокатов. То есть что-то доказать суду нет возможности. Потому как аргументов для суда просто нет, почему нельзя отдать ключи. Именно поэтому и нужна была отсрочка юристам, защищающим мессенджер. Потому как к такому развитию событий они были не готовы. Дуров думал, что ему просто позволят и дальше пиариться на скандалах и лозунгах о "свободе слова".
Судья Юлия Смолина при этом отложила рассмотрение указанного ходатайства до стадии вынесения решения по существу дела. Вместе с тем, она отказалась отсрочить рассмотрение иска и удовлетворила ходатайство Роскомнадзора о привлечении к делу в качестве третьего лица Федеральной службы безопасности России.
В ситуации есть, конечно, юридическая сторона, техническая и культурологическая. Начнём с первой.
Для начала цитата из популярного канала, где якобы делятся инсайдами.
Мы будем продолжать работать в Telegram. Смена площадки не рассматривается, и блокировку Telegram в России мы не рассматриваем как угрозу. Более того, мы считаем, что это пойдёт на пользу русскому сегменту мессенджера. В результате блокировки Telegram очистится от каналов с низким качеством контента. И более того, Telegram-каналы станут ещё более свободными, злыми и информативными. Для нас важна определённая целевая аудитория — люди, принимающие решения, и люди, транслирующие информацию. Они останутся. Остальное нам безразлично. Если бы все перешли в ICQ, это было бы маркером оглупления потребителя. Но на самом деле никакого оттока в ICQ не произойдёт. В любой ситуации надо видеть положительный момент. Часть госчиновников сегодня на наших глазах создают независимый сегмент распространения информации. Этот сегмент полностью уйдёт из-под контроля государства, он станет оппозиционным и, конечно, превратится в очень серьёзный фактор. Российский читатель сегодня должен быть благодарен Роскомнадзору за создание такой площадки свободной информации. И в этом отличная новость. Аудитория последует за Дуровым, за тем сервисом, который предоставляет удобный, современный и быстрый способ обмена информацией".
Господа, это сектантство. Нести в массы утверждение, что "телега" у нас правильная, а другие мессенджеры нет, это как раз оно. Как и утверждение, что за Дуровым паства пойдёт куда угодно. Ну смешно же!
Поэтому все эти бездоказательные крики о притеснениях — это шум. Не более. Если бы хотели работать над законодательством, бороться "за свободу", вообще что-то делать — это вполне возможно. Для этого как политические, так и технические инструменты имеются. Но приверженцы "телеги" предпочли только орать.
К технической стороне вопроса. Давайте под блокировкой не подразумевать что-то вечное. Это инструмент. Вспомните, в июне прошлого года Telegram временно блокировали в Индонезии. По данным местных СМИ, причиной блокировки мессенджера было обнаружение "незаконного контента", а также то, что приложение "широко используется террористами для общения". Паша приехал, пообедал с местным премьером и отдал ключи! Вот и решили вопрос. И сервис на территории страны разблокировали. Так что нужно всего-то законодательство соблюдать. Это касаемо того, можно ли вообще отдать ключи.
Глава Роскомнадзора Александр Жаров уверен, что у Telegram есть техническая возможность передать ключи шифрования открытых чатов пользователей ФСБ. Об этом говорили "специалисты в публичной плоскости", уточнял Жаров. Он также признавал, что в секретных чатах передать ключи невозможно.
Фото: www.globallookpress.com
"В конечном итоге любой мессенджер может изменить свою архитектуру, чтобы соответствовать законодательству страны, в которой работает", – сказал глава ведомства.
Ещё раз. Передать ключи можно. Они есть. Это подтвердил Антон Розенберг, один из "технарей" проекта. В открытую.
Получится ли у Роскомнадзора технически заблокировать проект?
"У нас есть опыт блокировки крупных ресурсов и по блокировке мобильных приложений. Возможно, c Telegram будут какие-то неожиданности, но у нас хорошие специалисты, мы справимся", — отвечал руководитель службы Жаров.
Telegram против России: Дуров поддерживает терроризм
И оснований не верить Роскомнадзору нет. Потому как ту же Zello или LinkedIN заблокировали, теперь есть доступ только через прокси или VPN. Кстати, что касается VPN. Даже на этом пытались пиариться, заявляя, что потенциальная блокировка мессенджера приведёт к буму платных VPN. Но этого банально не произошло. Даже по подсчётам самих телеграмеров, прокси поставило только 50 тыс. человек. И это из 10 млн пользователей сервиса!
И к юридической стороне вопроса. Мессенджер нарушил закон. Плохой, хороший ли, но нарушил. Сознательно. Поэтому и заблокирован. Это ведь не о свободе слова орать. Юридическая наука штука довольно точная. Так что, повторюсь, дело теперь за мессенджером. Он должен выполнить предписанный закон. Или уйти навсегда.