Возня олигархов 2.0: Дерипаска обыграл Потанина
Миллиардеру Олегу Дерипаске хоть в чём-то повезло: один из собственников "Норникеля" обошел коллег по активу в Лондонском суде. Но победа эта исключительно имиджевая, отмечают наблюдатели.
Санкции США и связанные с ними ограничения мешают владельцу "Русала" бороться за ГМК в полную силу, отмечают эксперты. Тем самым конфликт в "Норникеле" получил новый виток.
Либо "помощь" Ротшильдов, либо возвращение в "особую" Россию: Куда податься санкционному олигарху
Судебное дело по иску господина Дерипаски против совладельцев "Норникеля" Владимира Потанина и Романа Абрамовича, длившееся около четырех месяцев, завершилось победой "Русала". Лондонский суд решил, что сделка по продаже компанией Абрамовича Crispian 2,1% акций ГМК компании Whiteleave Потанина является недействительной.
Это, в свою очередь, означает, что "Русал" не должна выкупать оставшиеся 1,9% у Crispian примерно за $700 млн, которых у находящейся под санкциями компании может и не быть.
Бесконечный передел
"Норильский никель" с 90-х годов является объектом пристального внимания приближенных к финансовым ресурсам. Неудивительно, что конфликты собственников компании, приобретенной в столь непосильной борьбе, не прекращаются по сей день.
В 1993 году госконцерн был преобразован в (РАО) "Норильский никель", а годом позже в рамках приватизации часть акций РАО была передана трудовому коллективу, в результате чего владельцами акций никелевой компании стали более 250 тыс. человек. Затем контрольный пакет "Норникеля" стал собственностью "Онэксим Банка" в рамках залогового аукциона и коммерческого конкурса. Победитель заплатил государству около $200 млн, и в дальнейшем законность приватизации актива вызывала множество споров.
Фото: www.globallookpress.com
Напомним, что крупнейшие залоговые аукционы 1995 года, позволяющие государству получить кредит у коммерческих банков под залог госпакетов акций крупных компаний, привели к тому, что частными стали, в том числе, "ЮКОС", "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз". Идея пополнить федеральный бюджет таким незамысловатым образом принадлежит, в частности, Анатолию Чубайсу, известному в настоящий момент по "Роснано", Владимиру Потанину - тогдашнему владельцу "Онэксим Банка", а ныне - главе "Интерроса", американцу Борису Йордану и другим.
Согласно отсчетам Счетной палаты, лишь в 4 аукционах из 12 сумма кредита сильно превысила стартовую величину, что говорит о том, что конкурс даже не предполагался. Что касается "Норникеля", то среди экспертов бытует мнение, что реальная стоимость РАО была существенно выше той, за которые он был продан.
Между тем, речь шла об уникальном предприятии, обеспечивающем более 90% производства никеля в стране и более 60% меди. Годовая прибыль компании составляла $1,5 млрд, а рентабельность производства – более 70%.
Сделки в рамках залогово-кредитных аукционов назывались фиктивными и нарушающими законодательство о приватизации. По оценкам наблюдателей, в рамках аукциона "Онэксим Банк" конкурировал "сам с собой".
Тем не менее, "Норникель" спокойно функционировал вплоть до 2008 года, когда "Русал" господина Дерипаски купил у "Онэксим" 27,8% "Норникеля", а сам олигарх стал совладельцем Потанина по бизнесу. Собственники разошлись во мнениях по принципиальным вопросам: в частности, по размеру дивидендов, выплачиваемых акционерам.
Фото: www.globallookpress.com
Конец разногласиям положило соглашение, заключенное акционерами в 2012 году с привлечением третьей стороны – компании - "миротворца" Crispian, управляющей активами Романа Абрамовича. В результате доля Потанина в "Норникеле" составила чуть более 30%, Дерипаски – 27,8%, Абрамовича – около 6%.
Хитрое соглашение
Соглашение предусматривало также запрет на снижение доли Абрамовича до уровня менее 2,5% до декабря 2017 года, но по истечении этого срока компания Crispian решила продать большую часть своего пакета в "Норникеле", но сделать это оказалось не так-то просто.
Под дудку Вашингтона: Российских олигархов Минфин США перевел в режим ручного управления
Все дело в том, что "хитрое соглашение" акционеров, направленное на сохранение стабильности в компании, предусматривает правило преимущественной покупки у существующих совладельцев. Поэтому структура Абрамовича должна сделать оферту Потанину и Дерипаске после поступления предложения о продаже от третей стороны. Crispian так и поступила и, кроме того, получила согласие обеих структур о выкупе 2,1 и 1,9% "Норникеля" соответственно.
Потанин даже успел заплатить за свою часть, расставшись с $770 млн, в то время как Дерипаска со своей стороны назвал сделку вынужденной, цену завышенной, а Потатина и Абрамовича обвинил в сговоре. Ведь в случае продажи всего пакета "Норникеля" "Интерросом" баланс между основными акционерами будет нарушен.
Суд, разобравшись в тонкостях соглашения акционеров, пришел к выводу, что оно было нарушено, поскольку инициатором оферты Абрамовича собственникам ГМК была не третья сторона, а структура Потанина Bonico.
Фото: www.globallookpress.com
"Даже если бы Bonico и считалась добросовестным покупателем", предложенные $234 за акцию ГМК не были легитимной ценой, поскольку она основывалась на договоренностях между Crispian и Whiteleave (холдинг Потанина, - ред.)" – цитирует заключение суда газета "Коммерсант". Таким образом, "Интеррос" должен вернуть Crispian 2,1% ГМК, в результате чего у Потанина останется 32,05% "Норникеля".
В свою очередь, Абрамовичу предстоит дождаться предложения о настоящей третьей стороны и затем вновь выставить оферту. При этом наблюдатели указывают, что "Русал" не сможет принять ее по причине западных санкций, и у Потанина автоматически появляется право приобрести весь пакет Crispian.
Но будет ли олигарх-миротворец выставлять ГМК на повторную продажу? Как отмечает РБК, Абрамовичу могут понадобиться средства на покупку 25,07% оператора "Трансконтейнер", принадлежащих " Сумме" Зиявудина Магомедова, находящегося под арестом. Так что аналитики не исключают, что новая оферта не заставить себя ждать.
Судя по реакции фондового рынка, инвесторы не знают, в каком направлении продолжит развиваться конфликт акционеров в никелевой компании. Бумаги "Русала" на Московской бирже снижаются на 0,6%, а акции "Норникеля" растут на 0,8%.
"Новость позитивна для "Русала", поскольку освобождает компанию от необходимости выкупать причитающие ему 1,9% "Норникеля" у Crispian, что было и так затруднительно в свете санкций США", - указывают аналитики "Промсвязьбанка". - Также решение суда Лондона свидетельствует о сохранении акционерного соглашения, а, следовательно, риски пересмотра дивидендной политики ГМК снижаются, указывают они.
Фото: www.globallookpress.com
"Стороны, по сути, вернулись к нулевому варианту, - считает начальник управления ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. – "Интеррос" может сделать новое предложение, или Crispian может поискать нового покупателя".
В свою очередь, аналитик БКС Олег Петропавловский отметил, что решение суда невыгодно Crispian, поскольку у компании не получилось продать акции ГМК с премией к рынку.
С другой стороны, исходя из раскрытых в материалах суда условий акционерного соглашения ГМК, Crispian все равно может предложить свои бумаги ГМК рынку сохранением у "Русала и "Интерроса" права преимущественного выкупа, цитирует аналитика "Коммерсант". А если компания Абрамовича запросит премию к цене, то среди покупателей вновь останется один "Интеррос", заключает эксперт.
Таким образом, никаких существенных изменений в позиционной войне олигархов за "Норникель" не произошло. Их ждет новый раунд бесконечной схватки за лакомое наследие советского прошлого.