«Загорают на крышах»: Как видят необычайную жару в Сибири зарубежные СМИ
Повышение температуры сделает традиционно холодные регионы более комфортными, считает иностранная пресса. Однако для изначально жарких мест это станет проблемой, особенно в сочетании с пандемией коронавируса.
Летняя весна
О глобальном потеплении и его влиянии на человечество, на планету Земля в последние годы не говорит только ленивый. Кто-то считает, что следующие поколения ждёт катастрофа из-за наводнений вследствие таяния ледников, другие предрекают невыносимую жару на 2/3 суши, третьи считают всё это выдумкой климатологов и экологов, четвёртые … В общем, мнений действительно множество, однако составить истинную картину происходящего довольно сложно.
В такой ситуации наиболее разумно оценивать ситуацию, исходя из конкретного региона, в котором ты живёшь. Для Сибири (и если говорить более конкретно – Новосибирска) минувшая весна запомнится надолго. По-летнему жаркая погода под +25 градусов и выше суммарно стояла в городе примерно пару недель. Среднемесячная температура в мае превысила климатические нормы на 7-10 градусов.
Тополиный пух полетел на месяц раньше обычного, начали спеть ягоды вроде жимолости, а в июне дачники уже начали собирать первые урожаи клубники. Яблони и вишни тоже начали цвести раньше срока.
Фото: Дмитрий Курганов
Самоизоляция из-за коронавируса в таких погодных условиях стала для многих вдвойне невыносима. Отсюда пляжные вечеринки с танцами, последующие разборки с правоохранительными органами и прочая сопутствующая «веселуха».
Загорают на крышах
На не по сезону жаркую погоду в Сибири обратила внимание и зарубежная пресса. Так, британская The Times объясняет своим читателям, что позагорать на солнце – далеко не первое, что приходит на ум, когда речь заходит о Сибири.
«На эту холодную территорию, покрытую берёзовыми лесами и тюремными лагерями (куда уж без махровых штампов - прим. автора ), обрушилась небывалая тепловая волна, и люди стали поглощать солнечные лучи, в том числе, на крышах своих домов», – пишет Мэдлин Спенс. Судя по всему, любимый русский писатель у неё – Солженицын, не иначе.
В качестве примера приводится Хатанга, находится за Поляным кругом. В мае там зафиксирована температура +25, хотя обычно в этом месяце плюсовые значения – уже редкость. Барнаул +35, только снег растаял – а его было много – и тут же начало припекать.
Жара и коронавирус
Установившуюся в Сибири и части Европы необычайно тёплую погоду учёные оценивают ещё и через призму пандемии коронавируса. Они видят в ней дополнительные тревожные свидетельства изменения климата. «Возможно, с помощью вакцины будет найдет выход из пандемии коронавируса, однако не существует возврата к нормальной погоде», — отмечает Даг Парр из британского отделения «Гринпис».
Специалисты указывают на то, что традиционные способы спасения от жары вроде прохладных кондиционируемых общественных пространств теперь закрыты из-за пандемии. При этом погодные аномалии также оказывают большое влияние на здоровье людей, однако из-за COVID-19 медикам сложно уделять достаточно внимания и этой проблеме.
Подводя итог, The Tines отмечает, что, согласно предсказаниям экспертов, 2020 год может стать одним из пяти самых жарких за всю историю метеонаблюдений, и не исключено, что необычно жаркая весна – всего лишь насыщенная прелюдия к ещё более жаркому лету. И если в Сибири жаркая погода большинство людей, скорее, обрадует, в других местах, высокая температура может стать проблемой – там попросту невозможно будет находиться.
О жаре в Сибири пишет и норвежское издание NRK. Норильск, Игарка, другие населённые пункты сибирского Заполярья столкнулись с температурой около +25 градусов. Предыдущий рекорд побит более чем на 10 градусов. Фантастический скачок!
Метеоролог из Надыма Сергей Решетов отметил, что реки ото льда вскрылись на две недели раньше обычного. «Такие температуры в наших краях — большая редкость. Кроме того, было очень сухо, а это для мая тоже аномалия. Обычно ещё снег лежит и гораздо холоднее», — добавил метеоролог.
Указывают норвежские журналисты и на жару на юге Сибири. Якобы в Новосибирске было +35 и больше. Немного преувеличено, но в целом, норма действительно была значительно превышена.
Фото: Евгений Симачёв
«Сильная жара наступает после аномально теплой и малоснежной зимы. Уже в апреле снег начал сходить даже в северных областях. В результате поверхность Земли стала темнее и поглотила больше солнечной энергии», — предлагает свою версию климатолог Игорь Эзау из Центра Нансена.
Пожары, всплеск смертности
Исследователи также по понятным причинам опасаются, что жара последних месяцев усугубит число и интенсивность пожаров. Начиная с апреля, девять регионов Сибири, так или иначе пострадали от масштабных возгораний. Новосибирская область уже обогнала все регионы страны по площади природных пожаров. Обычно наш регион далеко не лидер. В этом году ситуация, увы, иная.
Безусловно, это опасно и для здоровье жителей мегаполисов. По меньшей мере, дважды Новосибирск накрывала дымка от лесных пожаров, которая вперемешку с городской пылью образовывала смог, людям было попросту тяжело дышать. Возможно, такая обстановка оказывает и некоторое негативное влияние на смертность от COVID-19. К слову, в Новосибирской области, она выше среднероссийской.
Не стоит забывать, что в 2010 году на фоне необычайной жары в Москве смертность подскочила почти вдвое. Повышенная смертность отмечалась и во время жары в Европе в 2003, 2018 и 2019 годах, пишет NRK.
В день выхода статьи, 13 июня, в Новосибирске снова установилась жаркая погода. Только в тени воздух прогрелся до +29 градусов. Однако уже с воскресенья похолодает, и почти всю следующую неделю будут идти дожди.