"Мы скучали!": Эксперт объяснил "мусульманский реванш" Турции с собором Святой Софии
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил сменить статус собора Святой Софии и сделать из него мечеть. Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков напомнил о том, что 10 мая глава PR-управления администрации Фахреттин Алтун под опубликованным снимком собора написал: "Мы скучали! Нужно ещё немного потерпеть". Эксперт объяснил, с чем связан "мусульманский реванш" Турции.
В Турции спустя четыре года вновь поднялся вопрос о статусе собора Святой Софии. Идею сменить его на мечеть предложил президент Реджеп Тайип Эрдоган во время заседания центрального исполнительного совета партии. Но потребовал провести исследование и дать оценку, а после уже можно будет приступать к детальному разговору.
Собор Святой Софии может продолжать посещаться туристами как мечеть. Как в Султанахмете. Наша нация должна решить это, - цитирует слова главы государства газета Hurriyet.
Руководитель религиозной редакции Царьграда Михаил Тюренков прокомментировал ситуацию и объяснил "мусульманский реванш" Турции с собором Святой Софии.
Ситуация вокруг константинопольского собора Святой Софии (некогда главного православного храма всего мира, в 1453 году, после захвата Царьграда турками-османами, превращённого в мечеть, а с 1935 года действующего как исторический музей) обостряется не впервые, - обратил внимание эксперт. - Напомню, ещё в 1920-х годах в ходе реформ Ататюрка Турция была объявлена светским государством. Однако исламский фактор в этой стране всегда оставался очень значимым. А с 2003 года, с приходом к власти Реджепа Тайипа Эрдогана (сначала в качестве премьер-министра), глубоко верующего мусульманина, началось постепенное возвращение к религиозным традициям Османской империи в государственной сфере.
В качестве примера можно привести снятие введённого при Ататюрке запрета на преподавание религиозных дисциплин в начальной и средней школе (пока в качестве факультатива), а также запрет на ношение хиджаба, в том числе в учебных заведениях и государственных учреждениях.
Но главным символом "мусульманского реванша" для многих мог бы стать возвращение Святой Софии статуса действующей мечети, - поясняет Михаил Тюренков. - Это давняя мечта как радикальных исламистов, так и многих вполне умеренных мусульман Турции.
Руководитель религиозной редакции Царьграда обратил также внимание и на тот факт, что за последние годы об этом неоднократно говорилось в различных СМИ, делались заявления турецких политиков разного ранга, но только в 2020 году дело стало обретать серьёзный поворот.
Так, 10 мая глава PR-управления администрации президента Фахреттин Алтун, человек, очень близкий лично к Эрдогану, разместил на своей страничке в Twitter снимок Святой Софии, сопроводив его недвусмысленным заявлением: "Мы скучали! Нужно ещё немного потерпеть, - напомнил эксперт. - Не прошло и трёх недель, как 29 мая президент Эрдоган в онлайн-режиме лично принял участие в чтении в Святой Софии одной из сур Корана".
По словам Михаила Тюренкова, "это не было непосредственно молебном, но только частью мероприятий, посвящённых очередной годовщине захвата Константинополя в 1453 году, однако турецкие либеральные политики (представители Константинопольского патриархата "традиционно промолчали") восприняли это как непосредственный шаг к исламизации и в том числе - к изменению статуса Святой Софии".
В итоге представители администрации президента Турции немного "отыграли", заявив, что о превращении музея в мечеть пока говорить рано, поскольку находящаяся рядом мечеть Султанахмет вмещает до 20 тысяч верующих. Но им тут же напомнили слова самого Эрдогана, сказанные в 2019 году о том, что он всё-таки намерен сделать Святую Софию мечетью.
Понять самого Эрдогана несложно: в отличие от турецких светских либералов, он искренне верующий мусульманин, а потому желает возродить ранее закрытые мечети. Но с другой стороны, это может ускорить и без того стремительное уничтожение ромейского (византийского) наследия на территории современной Турции, - отмечает эксперт. - В то же время нельзя забывать и о том, что именно светские националисты-младотурки, а затем Ататюрк и его последователи кемалисты сделали всё, чтобы сделать Турцию моноэтническим государством, в том числе радикально решив армянский, греческий и ассирийский вопросы. В Османской же империи межрелигиозный и межэтнический баланс сохранялся вплоть до начала XX века.
Как поясняет руководитель религиозной редакции Царьграда, именно поэтому, "с одной стороны, в сегодняшних обстоятельствах сохранение Святой Софии как музея, безусловно, в интересах православных христиан всего мира".
Однако, с другой, это не должно стать поддержкой турецких секулярных либеральных сил, совсем не заинтересованных в защите прав христиан и византийского наследия и пытающихся использовать обострившуюся ситуацию в собственной политической борьбе против Эрдогана, - резюмирует Михаил Тюренков.