Хорошо, но медленно: Больницы обяжут отвечать за некачественное лечение пациентов
В чём выигрышные и проигрышные стороны нового законопроекта Минздрава, в котором предполагается введение административной ответственности за некачественное оказание медицинской помощи
Качество российской медицины в обозримой перспективе может в некоторой степени улучшиться. По крайней мере на это позволяет надеяться проект федерального закона, подготовленный Минздравом и размещённый для ознакомления и обсуждения на федеральном портале правовых актов.
Суть предложения проста: ввести административную ответственность для должностных и юридических лиц за некачественное оказание медицинской помощи. Проще говоря, министерство предлагает штрафовать главврачей клиник и медицинские организации за нарушение стандартов и инструкций, по которым производится размещение и лечение пациентов.
Клиническая картина
Формально права пациентов прилично защищены и сейчас: врачи и медицинские организации работают в тени целого букета уголовных статей. В частности, за необоснованный отказ в оказании медпомощи врачу грозит 125-я статья УК РФ («Оставление в опасности»), за нанесённый вред – 118-я и 293-я («Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности» и «Халатность»). Если пациент, не приведи Господь, умер в ходе лечения, медикам и вовсе придётся отвечать по 109-й статье («Причинение смерти по неосторожности»). Кроме того, 1068-я статья Гражданского кодекса гласит, что за вред, полученный в результате неправильных действий медработника, ответственность перед пострадавшим несёт вся медицинская организация.
Фото: www.globallookpress.com
Казалось бы: различные права защищены со всех сторон. Однако есть одно «но»: для того чтобы эти статьи заработали, пациенту действительно должен быть причинён вред. В некоторых случаях – смертельный. Де-факто получается, как в старом меме про полицию: вот когда убьют, тогда и придёте жаловаться.
Однако жизнь – не анекдот, и смерть на хирургическом столе, в родильном отделении или реанимационной палате – совсем не повод для шуток.
Минздрав напомнил, что право лечиться бесплатно есть у каждого. А возможности - нет
Теоретически существует возможность отстоять свои права и до того как лечение нанесло вред. Пациент может обжаловать решения лечащего врача перед руководителем медицинской организации, а затем обратиться в муниципальный департамент здравоохранения. Также можно жаловаться в прокуратуру и территориальное управление Росздравнадзора. Однако, чтобы пойти по этому пути, пациент, во-первых, должен понимать, что лечение ведётся как-то не так, а во-вторых – ещё и найти специалистов, которые смогут аргументировать эту позицию настолько убедительно, чтобы компетентные органы начали рассматривать ситуацию. Тем не менее, даже если оба условия соблюдены, нет никаких гарантий, что в ходе расследования проверяющие сотрудники встанут на сторону экспертов, которых привлекла потерпевшая сторона.
Кроме того, все эти разбирательства – дело отнюдь не быстрое. А во многих случаях именно своевременное оказание помощи является главным фактором, определяющим успех лечения.
Фото: www.globallookpress.com
Профилактика трагедий
Сейчас Минздрав предлагает встроить в эту систему недостающий элемент. Новый закон в значительной степени избавит пациентов от необходимости доказывать, что врачи, частная или государственная клиника делают что-то не так. Достаточно будет показать, что в палатах нет тумбочек (и вместо них больным предлагается складывать вещи в картонные коробки), пациентам в стационаре приходится покупать лекарства за свои деньги или что больных лечат не теми препаратами, которые утверждены Министерством здравоохранения для таких случаев, а «почти такими же аналогами», – и всё, дело сделано. Главврач попал на штраф от 10 до 20 тысяч, а вся больница на 50–70 тысяч. Вроде бы это немного, но если за год вскроется хотя бы десять нарушений, то суммы уже получатся значительными.
Дефицит медикаментов: Владимира Путина удивил подход чиновников к распределению лекарств
При этом стоит отметить, что законопроект явно писался с учётом имеющихся реалий. В нём есть оговорка, что ответственность не наступает, если попавший под следствие руководитель ранее просил выделить средства на исправление нарушений, но вышестоящие инстанции не обеспечили финансирование этой задачи. Конечно, с одной стороны, этот момент создаёт лазейку, с помощью которой часть нарушителей сможет избежать ответственности. Однако с другой, и это важнее, уточнение не позволит закону превратиться в юридическую косу, подсекающую всех подряд без разбора. В условиях хронического недофинансирования российской медицины и крайне запущенного состояния многих лечебных учреждений – это очень важное дополнение.
Также безусловным плюсом законопроекта является то обстоятельство, что он вносит поправки в КоАП и заставляет всех участников рынка более строго следовать стандартам лечения, а не просто закручивает гайки в госсекторе. Это значит, что его применение не приведёт к очередной волне «утечек мозгов» из государственных и муниципальных учреждений к частникам. Новые правила в одинаковой степени ужесточат правила работы и для бюджетных, и для коммерческих организаций.
Фото: www.globallookpress.com
Обещанного три года ждут?
Есть, конечно, некоторое опасение, не отобьёт ли новый закон у молодых людей, желающих стать медиками, намерения идти в профессию. Тем не менее, скорее всего, этого не произойдёт: ведь рядовых врачей документ не касается никак, а руководители, которым он может дать по рукам и по кошельку, уже сделали свою карьеру, и деваться им некуда. Существенно пострадать от нового закона могут только фармпредставители, да и то не все, а лишь те, кто привык повышать продажи своих препаратов с помощью «заносов» в кабинеты ответственных лиц.
При этом даже медикам, которые сейчас нелегально сотрудничают с производителями лекарств, закон, в конечном счёте, пойдет на пользу: ведь никакие взятки не стоят нескольких лет в российской тюрьме, не говоря уже о загубленных жизнях и здоровье пациентов.
Пожалуй, единственной претензией, которую можно предъявить Минздраву в связи с новым законопроектом, является то, что в действие этот документ предлагается ввести с января 2022 года. Между тем закон этот нужен России не через три года, а прямо сейчас. Более того, он был бы ко двору уже 10–15 лет назад. А потому для введения его в действие не стоило бы ждать так долго. Было бы хорошо, если бы он заработал немедленно, после принятия Федеральным собранием и подписания президентом.