Как «Уралкалий» не купил команду «Формулы-1»
В дни, когда в Сочи проходит российский этап «Формулы-1», крупнейший российский производитель удобрений «Уралкалий» пытается получить компенсацию за провал попытки купить гоночную команду Force India. Почему компании из «списка Белоусова» потребовалось срочно инвестировать в убыточный зарубежный бизнес?
В мире большого бизнеса покупку зарубежной спортивной команды всегда считали престижной инвестицией. Таковой она является и в глазах российских олигархов, которые в свое время поставили этот процесс на поток. Роман Абрамович до сих пор владеет «Челси», хоть и собирается его продавать. Алишер Усманов ранее вложился в лондонский «Арсенал». Однако не так давно в преддверии ужесточения санкций продал долю в команде. Геннадий Тимченко и братья Ротенберги контролируют хоккейный «Йокерит» из Хельсинки. Михаил Прохоров приобрел баскетбольный клуб «Нью-Джерси Нетс» и перевез его в Бруклин. Бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев является основным владельцем футбольного «Монако».
Империя наносит удар: Роман Абрамович продает «Челси» из-за санкций?
К покупке российским крупным бизнесом спортивных команд за рубежом относятся по-разному. Некоторые полагают, что России на пользу идет такое представительство, особенно когда речь идет о крупных активах. Альтернативное мнение гласит, что совершенно недопустимо, когда спортивные амбиции зарубежного клуба оплачиваются деньгами, полученными от продажи российских природных богатств.
С «Уралкалием» вообще ситуация особая. Он входит в список из 14 компаний, которые должны будут поделиться с Россией своими сверхдоходами, полученными из-за возросшей выгоды экспорта в условиях падения рубля. Этот список компаний еще в начале августа представил президенту России Владимиру Путину его помощник Андрей Белоусов. Глава государства дал старт проработке инициативы, которая в итоге обрела форму инвестиций со стороны металлургов и нефтехимиков в российскую экономику.
От ворот поворот
Как сообщило информационное агентство Reuters, руководство «Уралкалия» в четверг подало иск в суд Лондона с требованием компенсировать убытки от срыва сделки по покупке Force India. Иск подан к компании FRP Advisory LLP, которая осуществляет внешнее управление в этой команде. Force India в итоге досталась консорциуму канадского бизнесмена Лоуренса Стролла, сын которого Лэнс Стролл выступает в гонках «Ф-1» за команду Williams.
Фото: www.globallookpress.com
Что именно так возмутило «Уралкалий»? В заявлении на сайте компании сказано, что внешние управляющие Force India по каким-то непонятным причинам отвергли «крайне привлекательное» предложение российского производителя удобрений и предпочли ему сделку со Строллом, условия которой были не такими хорошими. Компания обвиняет управляющих в предвзятом и непрозрачном подходе к сделке.
На что пойдут миллиарды олигархов из «списка Белоусова»
Внешние управляющие команды, судя по заявлению «Уралкалия», вели себя некорректно. Компания вменяет им в вину отказ проводить прозрачное обсуждение предложения по покупке команды, а затем длительное молчание и игнорирование выхода на связь перед тем как объявить, что сделка уже заключена с консорциумом Стролла.
Для понимания сути сделки следует рассмотреть, почему, собственно, Force India фактически была выставлена на торги. Дело в том, что у команды огромные финансовые проблемы, которые угрожают вообще прекратить ее существование. Команда должна коллегам из Mercedes 11 млн евро за моторы для своих болидов, к тому же она не выплатила своему пилоту Серхио Пересу 4 млн евро.
Всего же долги Force India достигают 178 млн евро. С 2007 года команда принадлежит индийскому бизнесмену Виджаю Маллье, которому сейчас совершенно не до спасения Force India – свои бы проблемы решить. В Индии Виджая обвиняют в отмывании денег; 13 индийских банков требуют от него 1 млрд долларов.
В этой ситуации за актив начали борьбу две стороны – «Уралкалий» и консорциум Стролла. Отметим любопытный момент: к «Формуле-1» причастен не только Стролл-младший, но и сын совладельца «Уралкалия» Дмитрия Мазепина Никита Мазепин, который является участником программы развития Force India.
Суть сделки
«Уралкалий» сообщает, что в своей заявке на покупку предложил два варианта приобретения команды. Первый вариант предполагал сохранение Force India в качестве предприятия и покупку пакета акций для защиты от разорения. Второй вариант предусматривал полный выкуп бизнеса и всех активов.
Металлурги и нефтехимики могут лишиться своих сверхдоходов
Как уверяют в российской компании, управляющие сказали «Уралкалию», что готовы рассмотреть покупку, если компания пройдет процедуру согласования с 13 банками, о которых говорилось выше. На это «Уралкалию» отвели две недели, и именно это положение компания назвала совершенно невыполнимым. А вот консорциуму Стролла управляющие таких условий не поставили и согласились продать весь бизнес «как есть». По данным Reuters, «Уралкалий» предлагал денежное вознаграждение в размере 160,13 млн долларов, предложения Стролла пока не называются.
Что же говорят сами управляющие? По заявлению Роули и Бейкера, они и слышать не слышали о такой постановке вопроса и о судебном иске, поданном российской компанией.
Никакого подобного иска ни мы, ни суд, насколько нам известно, не получали. Как администраторы мы выполняли наши обязательства на протяжении всего процесса и в итоге добились очень успешного результата для всех заинтересованных сторон. Мы решительно оспорим любые судебные действия в отношении нас и уверены, что претензии будут отклонены,
– сказали они Reuters.
Фото: www.globallookpress.com
С пользой для России
По логике вещей, если «Уралкалий» не покупает такой убыточный и лежащий в руинах актив, как Force India, значит, у компании будет больше возможностей инвестировать средства в России. Напомним, согласно расчетам Андрея Белоусова, компания могла бы предоставить на эти цели 40,78 млрд рублей своих сверхдоходов.
При этом в самой компании возмущены срывом сделки и теперь намерены получить обратно хотя бы затраты.
Изъятие сверхдоходов у компаний оценили в Кремле и экономическом сообществе
«ПАО «Уралкалий» считает, что действия внешних управляющих команды Force India Formula One Team Limited могут не отвечать интересам ее кредиторов, акционеров и иных заинтересованных лиц, а также интересам спорта в целом», – сказано в документе.
То есть компания возмущена, что ей не удалось влить в команду деньги, так как это отвечало бы ее (команды) интересам. Не стоит комментировать отсутствие в такой постановке вопроса даже намеков на интересы России.
«Уралкалий», таким образом, намеревался пойти по пути Романа Абрамовича, Алишера Усманова, Михаила Прохорова и, конечно, своего экс-владельца Дмитрия Рыболовлева. Отметим, что бизнес этот становится все менее привлекательным, но олигархи всегда стремились купить какую-то иностранную команду, чтобы войти в престижный клуб владельцев таких активов, а заодно направить деньги куда-то подальше от России.
Новый поворот: Компании из списка Белоусова сделали кабмину неожиданное предложение
Тем не менее Усманов в августе лишился своего пакета акций в «Арсенале», уступив его американцу Стэну Кронке, который уже владеет баскетбольной командой Denver Nuggets, футбольным клубом Colorado Rapids, хоккейной командой Colorado Avalanche, а также командой по американскому футболу Los Angeles Rams. Впрочем, Усманов до последнего боролся за «Арсенал», а ранее даже сам намеревался купить пакет Кронке в этой команде.
Бизнесмен Роман Абрамович после возникновения проблем с британскими властями тоже задумался о продаже «Челси». По данным Bloomberg, он хотел бы выручить за команду вообще рекордную сумму в истории футбола – 3 млрд фунтов.
Бизнесмен Роман Абрамович. Фото: www.globallookpress.com
Понятно, что «Уралкалий» хотел завладеть активом, к которому уже имеет отношение. Кроме этого, такое вложение – это престиж и возможность пристроить деньги, а также отличный повод постоянно выводить средства под предлогом вложений в дорогостоящий и убыточный для маленьких команд бизнес «Формулы-1». Тем более странным выглядит такая идея компании в контексте предложения помощника президента Андрея Белоусова.
Ведь компания решила купить Force India буквально сразу же после того, как нефтехимические и металлургические компании из «списка Белоусова», включая и сам «Уралкалий», уже согласились инвестировать в специальные российские проекты.