"Можно фильм про войну снимать": Как живут новосибирцы в бывшем Военном городке
Жительница трёхэтажного дома в бывшем Военном городке №17, признанного памятником архитектуры, рассказала об отсутствии ремонта, других проблемах и почему она всё-таки не уезжает из исторического здания
Журналист "Царьград Новосибирск" побывал в гостях у жительницы одного из домов по улице Тополёвая в Новосибирске. Часть зданий постройки начала 20 века признана памятниками архитектуры регионального значения, часть нет, но все они входят в состав исторического комплекса военного городка, построенного в 1910-13 годах на окраине Ново-Николаевска. Сейчас это практически центр Новосибирска.
Ну вот видите, у нас тут можно фильм про войну снимать. Такая разруха,
- встречает автора в подъезде дома по адресу Тополёвая, 10 Мария Боршова. Выглядит подъезд действительно ужасающе. Облупленные стены с потёками от прорванных труб, осыпающаяся штукатурка, пучки проводов и старые деревянные окна, которые, кажется, ещё помнят русских солдат, которые уходили отсюда в окопы Первой мировой войны. Крыша постоянно течёт, затапливая как подъезд, так и квартиры на последнем этаже.
ФОТО: АРТЁМ ШЕРШНЁВ/ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Как ни парадоксально, проблема в том, что здание признано памятником. Именно из-за этого на любые работы должен быть сначала составлен проект с заключением эксперта, что ремонт не меняет исторический облик, а затем сами работы должны быть выполнены организацией, которая имеет лицензию, разрешающую подобную деятельность. Таких организаций в Новосибирске очень мало, а сам процесс согласования капремонта очень долгий.
"Говорят, что от нашего дома все отказались, и управляющей компании нет, что мы на самоуправлении и так далее и тому подобное", - разводит руками Мария. Что самое обидное, из подъезда хорошо виден соседний дом, Тополёвая,8. Такая же трёхэтажка из красного кирпича, тоже бывшая казарма. Но его памятником почему-то не признали, и сейчас он сверкает свежеотпескоструенными стенами и новенькой крышей. Совсем недавно там закончили капремонт.
ВИДЕО: АРТЁМ ШЕРШНЁВ/ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Впрочем, по словам бывшего начальника государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области Александра Кошелева, ремонт межэтажных перекрытий и лестничные маршей не входит в перечень программы капремонта с сохранением элементов памятника, и, согласно Жилищному кодексу, расходы по их содержанию лежат на плечах собственников.
В ответ Мария только вздыхает. Пытались здесь посчитать, сколько будет стоить ремонт подъезда своими силами. Учитывая, что в нём шесть квартир, в трёх из которых живут пенсионеры, от этих мыслей отказались, даже не составив смету до конца.
В небольшой двухкомнатной квартире у Марии ремонт сделан. На это ушло несколько лет, после того, как семья въехала сюда. Раньше одну комнату занимала бабушка, за которой ухаживала семья Боршовых, вторая принадлежала чужим людям. После смерти пожилой женщины соседи предложили Боршовым выкупить их часть жилплощади. Мария, которая выросла в военном городке, только на другой стороне улицы Тополёвой, после недолгих колебаний согласилась. Состояние квартиры тогда было немногим лучше подъезда, но с этим семья справилась. А вот другие последствия расхлёбывают до сих пор.
ФОТО: АРТЁМ ШЕРШНЁВ/ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Первоначально здание было казармой. Все помещения соединялись друг с другом, и можно было пройти насквозь из одного конца дома в другой. В советское время часть проходов попросту заложили кирпичом в один слой, эти ниши и сейчас хорошо видны. В результате из большой казармы получился двухподъездный дом с отдельными квартирами.
Разделить квартиры-то разделили, но получается, что только полдома благоустроена. У второй половины есть ванная, туалет, всё, как полагается. А мы остались с одним унитазом и раковиной,
- объясняет наша собеседница.
Когда делали ремонт, в узком, как пенал, санузле, под толстым слоем штукатурки обнаружили дровяную печь. На плане квартиры она отсутствовала, поэтому на её месте семья решила сделать душ. Надо же как-то мыться. После, как законопослушные граждане, решили перепланировку узаконить. Собрали все необходимые технические заключения, что душ выполнен по правилам и отправились в суд. И здесь ждал неприятный сюрприз: для оформления потребовалось заключение эксперта, аккредитованного при Министерстве культуры России. Дом ведь памятник! Таких специалистов в Новосибирске оказалось всего два. Один сразу отказался, сославшись на сильную занятость, второй запросил за свои услуги 150 тысяч рублей. Суммы для семьи неподъемная.
ФОТО: АРТЁМ ШЕРШНЁВ/ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД
Мария пока не опускает руки. Она разослала письма всем экспертам, контакты которых нашла на сайте Минкульта России. Часть уже ответила отказом, но надежда, что кто-то согласится выдать нужную бумагу за адекватные деньги, ещё есть.
А в остальном, рассказывает Мария, жить в доме, где стены словно пропитаны историей России, это радость и честь. Она вспоминает, как жил военный городок до того, как отсюда начали уходить военные части. Это был словно город в городе, все жители знали друга, вместе выходили на субботники, здесь царила особая атмосфера добрососедства.
Сейчас у меня малолетний ребёнок. Я боюсь, чтобы она шла через военный городок, потому что там руины. Страшно даже взрослому человеку идти, там всё разгромлено, при том, что с каждым годом становится всё хуже. Просто на глазах городок раз и исчез. Жалко и обидно, это столько сил, труда, это такая память. Я горжусь, что живу в таком доме. Но почему нужно довести до такой ситуации плачевной, почему нельзя сразу сохранять? Не разрушайте памятники!
- говорит Мария.
В последнее время власти всё чаще говорят о том, что историческую застройку военного городка, которая насчитывает 37 зданий, необходимо сохранить.
Недавно в мэрии Новосибирска заявили о разработанной концепции реконструкции исторического квартала, речь идёт о 150 гектарах, из которых 80 – непосредственно сама территория военного городка. Предполагается, что здесь появится несколько музеев, пешеходная улица, технопарк, спортивный центр и помещения для бизнеса. Есть в плане и строительство школ с детскими садами. Отведут участки и для нового строительства жилых зданий, но, как говорит главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, они будут относиться к "средневысотной" категории. Стоимость работ по реновации оценивают в сумму от 80 до 120 миллиардов рублей.