Сколько стоит создать свою операционную систему
Китай уже сделал свою ОС. Чем мы хуже? Пора уже перестать чиновникам саботировать переход на отечественные ОС. Которые, кстати, давно есть
Новость пришла, которая и радует, и пугает одновременно. Военное ведомство России приняло решение перевести все служебные компьютеры с Microsoft Windows на отечественную разработку, операционную систему Astra Linux. Следующим этапом станет использование российской программы на служебных смартфонах и планшетах. Двояко, конечно. С одной стороны, молодцы, что хоть объявили. А с другой, почему так долго?
Тем более, что отечественных разработок в этой области хватает. ОС с корпоративными настройками тоже есть, та же разработка от "Базальт СПО". От настольных версий такие системы отличаются возможностью работы с большими массивами данных, удалённого управления большим количеством рабочих мест (например, для коллективной смены условий доступа), повышенной надёжностью и другими чисто корпоративными историями.
Шпион в твоём кармане: Как Facebook следит за своими пользователями
Linux и её ветви (на базе которых и делают отечественную ОС) — это достаточно зрелый продукт. Серверные версии, к примеру, уже ничем не уступают разработкам Microsoft, а в чем-то и превосходят. Например, в той же невосприимчивости к вирусным атакам. По данным самой компании "Базальт СПО", 2016 году они вложили в разработку 100 млн рублей.
Российский рынок корпоративных ОС составляет около 1 млрд долларов в год. Сейчас почти весь это сегмент занимает Microsoft.
Основной вид заработка таких игроков — это система обслуживания и поддержки. Чтобы выходить на тот же оборот в 350 млн рублей, по данным экспертов, отдел поддержки должен составлять от 50 сотрудников. Что по современным меркам, кстати, не так чтобы и много.
Причём примеры внедрения уже есть, несмотря на саботаж отдельных чиновников и ведомств. Например, за 2 года разработка, внедрение и сопровождение ОС с открытым исходным кодом GosLinux в подразделениях Федеральной службы судебных приставов (ФССП) совокупно обошлись ведомству в 19,155 млн рублей. Ещё 2 млн было потрачено на обучение администраторов. То есть итоговая цена за инсталляцию — 1,5 тыс. рублей. Windows обходилась бы в десятки раз дороже. При этом в 2016 году GosLinux испытывал проблемы с включением в реестр российского ПО, когда экспертный совет при Минкомсвязи не выдавал заключения.
Фото: www.globallookpress.com
Поэтому стратегией развития было выбрано тестирование на уровне муниципалитетов, на проектах GosLinux и ALT Linux, чтобы уже набрать критическую массу положительных отзывов и внедрений. Для того, чтобы саботаж некоторых чиновников окончательно лишился какой-либо почвы. Среди "передовиков" Ульяновская и Владимирская области.
Забавно, что ответом компании из Редмонда стало создание отдела из 40 человек, которые занялись тем, что начали придумывать самые разные обоснования того, зачем чиновникам нужны Windows и Office.
"В любую крупную компанию, где мы заявляем о себе, в течение нескольких дней приходят представители Microsoft, которые предлагают этой организации дополнительные скидки и услуги. В итоге Microsoft в определённый момент резко снизит цены, когда почувствует падение объёмов продаж", — утверждает основатель компании "Новые облачные технологии" Дмитрий Комиссаров.
Кто выиграет от вытеснения Microsoft из России
Итог, правда, у такого поведения Microsoft всегда один: компанию штрафуют и ограничивают. Помните разбирательство между Еврокомиссией и Microsoft, которое шло в 2004-2008 годах? В результате чего на Microsoft наложили штрафы на общую сумму более 1 млрд евро. Так что и дома нужно бороться за свои же рабочие места.
Да и к тому же, кроме "запретить" и "ограничить", есть же и другие методы воздействия. Например, тот же китайский вариант. Там те структуры, крупные, которые пользуются иностранным софтом (ОС, офисный пакет и другое), обязаны развернуть у себя разработку аналога с такой же функциональностью, заточенный под местный рынок. Срок реализации — 5 лет. После ряда копирований и адаптаций окажется, что у нас уже всё есть.