Уголовная ответственность или монетизация санкций: Сухой остаток от резонансного законопроекта
Пока власти определяются с периметром уголовной ответственности за соблюдение западных санкций в России, бизнес пытается минимизировать потенциальное влияние государства на предпринимателей и перевести дискуссию в "денежную плоскость".
Пользуясь отсрочкой в принятии законопроекта, предусматривающего уголовную ответственность за исполнение антироссийских санкций, предпринимательское сообщество выступило с предложением ввести в Гражданский кодекс поправки, позволяющие требовать возмещения ущерба с исполнителей санкций.
То есть, по мнению отечественного бизнеса, уголовная ответственность, которую подразумевает первая версия законопроекта, отправленного в режим "дополнительных консультаций", никакой пользы не принесет, зато у "обиженных" появится возможность компенсировать ущерб.
Напомним, речь идет о резонансном документе, обсуждаемом не только российскими предпринимателями, но и представителями заинтересованного западного бизнес-сообщества, и именно масштабность его воздействия заставляет законотворцев медлить с окончательным вердиктом.
Из "офшорного рая" под амнистию: Российский капитал выдавливают из Европы
В ходе обсуждения инициативы председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина по введению ответственности за соблюдение санкций сформировалось даже два документа: один предусматривает поправки в Уголовный кодекс, второй предполагает введение административной ответственности.
При этом первый депутаты планируют принять уже в весеннюю сессию, поэтому самые горячие споры идут вокруг "уголовного" законопроекта.
Речь идет о наказании за исполнение антироссийских санкций на территории нашей страны в виде лишения свободы на срок до 4 лет или штрафов до 600 тысяч рублей. А для граждан, способствующих распространению санкций, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет и штрафов до 500 тысяч рублей.
Простим неразумных
В письме "Деловой России" в Госдуму (текст имеется у "Царьграда") отмечается, что подобный подход создает "необоснованную нагрузку" на суды и правоохранительные органы. Кроме того, формулировки документа могут трактоваться, исходя из "заинтересованности соответствующих лиц, в том числе в целях оказания давления на бизнес-структуры".
В связи с обозначенными рисками "Деловая Россия" предлагает оставить уголовную ответственность за "умышленные действия, способствующие введению санкций", и не допускать криминализации исполнения санкций компаниями.
Фото: www.globallookpress.com
При этом предприниматели предложили предусмотреть в Гражданском кодексе положение, "прямо закрепляющее возможность для российских физических и юридических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в результате действий (бездействия) третьих лиц, исполняющих зарубежные санкционные решения, требовать возмещения нанесенного им вреда, в том числе и морального".
"Деловая Россия" – не единственное бизнес-объединение, протестующее против уголовной ответственности за соблюдение санкций. Категорически против выступает Российский союз промышленников и предпринимателей (основной лоббист крупного олигархического капитала в стране), который, кстати, и затормозил прохождение законопроектом второго чтения в Государственной думе.
Президент РСПП Александр Шохин даже предложил создать соответствующее ведомство, которое получит право определять закрытый перечень случаев, на которые будет распространяться данный закон.
О рисках предупреждает и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, вставший на защиту "честных предпринимателей от недобросовестных правоохранителей и конкурентов".
Благодаря серьезному давлению бизнеса, предполагается, что ко второму чтению от уголовной ответственности останутся "рожки да ножки", зато появятся штрафы за моральный ущерб, в которых предприниматели не увидели коррупционной составляющей.
Накажем для отвода глаз
В противовес облегчению участи невольных исполнителей воли Запада, звучат предложения ужесточить наказание для тех, кто к санкциям подстрекает. В банковском сообществе, например, сочли наказание в 4 года лишения свободы "слишком мягким".
Как отметил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, банкиры предлагают усилить ответственность за соответствующие антироссийские призывы. "Вплоть до приравнивания к госизмене - даже такие были предложения от банкиров", - заявил он, и добавил, "при этом исключить полностью тот раздел, который касается введения санкций против юридических лиц".
Фото: www.globallookpress.com
Что в сухом остатке?
Учитывая поправки и инициативы, исходящие от предпринимателей, ответственность за исполнение западных санкций понесут вовсе не те, кто будет эти санкции претворять в жизнь. "Козлы отпущения", на которых можно будет повесить антироссийскую деятельность, найдутся всегда, и именно они обеспечат наглядное действие закона об уголовной ответственности за призывы к санкционной деятельности.
При этом те, кто действительно будет принимать решения, обойдутся штрафами.
Офшоры в России: За и против
Как отметил директор по исследованиям фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Александр Пожалов "уже видны контуры возможного компромисса" по законопроекту.
При этом стороны могут договориться не о полном отказе от уголовной ответственности, а о частичном, заявил он агентству "РИА "Новости".
Однако быстрого решения по законопроектам ожидать не стоит. По данным источников "Царьграда", процесс принятия решения будет сознательно затянут, что, в общем, не удивительно. Произошло смещение изначальной, экономической цели законопроекта - пресечь возникновение ситуаций, когда российские компании оказываются "изгоями" из-за санкций – в политическую плоскость, отмечают эксперты. И в нынешней редакции размытость формулировок дает широкий простор для действия (бездействия) адресатов законопроекта.