«Все ждут моей смерти»: Пенсионерка из Новосибирска семь лет пытается вернуть «подаренную» квартиру
На девятом десятке жизни пожилая сибирячка стала практически бомжом. Бабушка скитается по съемным квартирам и более семи лет не может доказать, что никому не дарила свою единственную квартиру.
В 81 год бабушка из Новосибирска оказала практически бомжом – без постоянного жилья и регистрации. Галина Ивановна Растова - инвалид, «Дитя войны» и ветеран труда – она вынуждена уже несколько лет скитаться по съемным квартирам и надеяться лишь на помощь неравнодушных людей. Все законные способы вернуть свое жилье, она испробовала, но, увы, безрезультатно. Суд признал, что она добровольно «подарила» купленную 20 лет назад квартиру незнакомой женщине.
Редакция «Царьград Новосибирск» рассказывает подробности этой непростой жизненной истории.
«Подарок – не отдарок»
В 2014 году в дверь квартиры Галины Ивановны Растовой постучала молодая женщина и сказала: «Это моя квартира». Показала договор дарения, подписанный бабушкой аж в 1994 году и заверенный нотариусом. Оказалось, что, когда та была еще ребенком, пенсионерка подарила ей свою, только что купленную квартиру. Сказать, что пенсионерка удивилась, значит, ничего не сказать. Все эти 20 лет она жила в квартире, исправно платила по счетам за ЖКХ и даже не знала о своем дорогом «подарке».
«У нее и в мыслях не было отказываться от долгожданной и единственной квартиры. Она жила в большой семье, ютились все в одной комнате, спали буквально друг на друге. В 16 лет она пошла работать на завод и трудилась там до пенсии. Только и мечтала, что о собственной квартире и покое», – рассказывает со слов бабушки общественный деятель Марина Кузнецова, которая сейчас принимает активное участие в судьбе Галины Ивановны.
Судьба пенсионерки сложилась так, что в преклонном возрасте она осталась одна. Сначала умер муж, а потом и дети. До этого в 1994 году, когда ее сын еще был жив, они разменяли общую жилплощадь и разъехались в разные стороны. Галина Ивановна купила себе квартиру в Ленинском районе. А около семи лет назад пенсионерка решила перебраться поближе к родным в Подмосковье. Своими планами она поделилась со знакомым и спустя несколько дней перед пенсионеркой предстала новая владелица квартиры. В итоге вместо переезда бабушке пришлось ходить по судам и искать съемное жилье уже в родном Новосибирске.
Девушка, которая пришла к ней на порог, оказалась дочерью того самого знакомого пенсионерки. Молодая женщина предложила покинуть жилье, которое ей якобы принадлежит по закону уже 20 лет. В копии нотариально заверенных документа стояла вроде бы подпись Галины Растовой.
Для Галины Ивановны закончилась спокойная жизнь и начались бесконечные походы по инстанциям. Следователи то открывали, то закрывали дело. И никто не желал обращать внимание на одну странную деталь. Квартиру Галина Растова купила 11 августа 1994 года и меньше чем через месяц 2 сентября подарила ее. В тот момент у Галины Ивановны, по ее словам, даже паспорта на руках еще не было. Документ находился в паспортном столе, а получила она его с отметкой о прописке только 9 сентября. Как можно было заверять документы у нотариуса без паспорта, никто не выяснял.
Никто из следователей и ни один суд почему-то эту делать во внимание не принял. Все смотрели только на подпись. За эти годы было сделано семь почерковедческих экспертиз, пять из которых признали, что подпись не ее. Но последняя экспертиза, которую в 2020 году делали почему-то в Красноярске, показала, что подпись подлинная. Дело закрыли и сдали в архив.
Пока шли разбирательства, Галина Растова продолжала жить в своей квартире, но в 2017 году ее единственное жилье опечатали. Однажды, воспользовавшись длительным отсутствием пенсионерки новоявленная хозяйка квартиры вывезла все бабушкины вещи на склад и врезала в дверь новый замок. Пенсионерка-инвалид осталась в чем была на улице. С тех пор она не может добиться ни от кого, где находится все, чем она так дорожит. И речь не о кастрюлях и белье, а о фотографиях близких и памятных вещах. Позднее за хранение этих самых вещей с пенсии у Галины Ивановны через суд взыскали немалую сумму, а вещей так и нет. Новая собственница квартиры на контакт не идет, на звонки не отвечает и с бабушкой не разговаривает. За эти годы женщина успела продать квартиру третьим лицам.
Недавно журналистам «Вести Новосибирск» удалось все же поговорить с уже бывшей собственницей квартиры, но она на все вопросы отвечает лишь, что отец в свое время дал бабушке деньги, расписки были и квартира ее по закону. Правда, этих расписок нет ни у бабушки, ни в архивах дела.
Все эти годы Галина Растова пишет жалобы в разные вышестоящие инстанции, обращалась за помощью к юристам КПРФ. Какой-то независимый юрист взял с нее даже 20 000 рублей, но в итоге ничего тоже не сделал. Также было обращение в областную прокуратуру, где выявили нарушения в деле и обещали ходатайствовать об отмене судебного решения. Одна волокита. Все остается по-прежнему.
«Бабушка так и говорит: «Все просто ждут, когда я умру», – отмечает Марина Кузнецова. – Никто не хочет раскручивать этот запутанный клубок с квартирой. Видимо, так и думают, раз бабушке 81 год, она инвалид и диабетик, не стоит даже пытать отмотать все назад. Смотрят на нее, как на неживого человека».
«Остается только надеяться и верить»
Судьба Галины Растовой волнует сейчас только ее знакомых и новосибирскую общественницу Марину Кузнецову, которая пытается привлечь внимание СМИ и властей к проблеме одинокого пожилого человека.
Неравнодушные люди дают что-то из одежды и вещи, помогают найти жилье. Хотя никто особо не желает сдавать квартиру пожилому одинокому человеку. За три года Галина Ивановна сменила семь квартир. Бабушка выживает, как может. Отдает 2/3 пенсии за квартиру-студию в Ленинском районе, а на оставшиеся деньги сама покупает себе лекарства и еду. Иногда ей присылают деньги дальние родственники.
«Она не может претендовать на льготы и помощь от государства, потому что по всему выходит, что ее пенсия больше прожиточного минимума. А то, что большая часть пенсии уходит на аренду жилья, никого не волнует. У нее даже прописки нет. В паспорте осталась печать со старым адресом и все», – делится Марина Кузнецова.
Общественница записывала видеообращение к Владимиру Путину во время прямой линии в декабре 2020 года, но ничего не вышло. Сейчас она планирует писать обращение в Генеральную прокуратуру.
Но в первую очередь Марина Кузнецова хочет обратить к городским властям с просьбой выделить Галине Ивановне пусть даже саму маленькую, но квартиру из маневренного фонда. Ведь многодетным погорельцам недавно буквально на следующий день после пожара смогли выделить временное жилье.
«Галина Ивановна ни от чего не отказывается. Принимает любую помощь, ведь последние семь лет она выживает, а не живет», – говорит Марина Кузнецова.
Несмотря ни на что, ни на болезни, ни на возраст, Галина Ивановна Растова все же по-прежнему борется за свои права и надеется на лучшее. Пусть сил и осталось совсем мало.
Ранее «Царьград Новосибирск» также писал, что жительница Новосибирска пытается вернуть дочь, которую у неt забрали из-за низкого IQ.